Рохус Шох: «Проект QJ League делают молодые казахстанские специалисты – в этом залог успеха»
– Рохус Рохусович, каков утвержденный бюджет QJ League и на какой срок он рассчитан?
– В настоящий момент Казахстанская Федерация футбола делегировала QJ League все права, включая коммерческие, на проведение соревнований по старшей группе возрастов до 2025 года включительно. На этот срок бюджеты защищены перед инвестором в лице Freedom Holding Corp. Тимур Турлов уже несколько раз заявлял, что планирует продолжить финансирование проекта и на следующие три года, то есть до 2028 года включительно. Как председатель попечительского Совета Лиги и член Исполкома КФФ, он еще в конце апреля направил письмо в адрес руководства Федерации с предложением вынести на голосование Исполкома продление прав до 2028 года. Пока, видимо, этот запрос проходит бюрократические формальности, его рассмотрение в повестку дня до сих пор не выносилось.
Когда мы изначально договаривались о запуске Лиги, речь шла о периоде в 8-10 лет. О суммах финансирования, которое выделяется инвестором, с моей стороны говорить не совсем корректно. Тем более Тимур Русланович их несколько раз обозначал. Отмечу лишь, что полный контроль над деятельностью QJ League осуществляют внутренние финансисты и юристы холдинга, в этом смысле деятельность Лиги для инвестора на 100% прозрачна.
– Если финансовый и юридический сектор в Лиге закрывают штатные сотрудники Freedom Holding, то как обстоят дела с остальным персоналом?
– Общая численность сотрудников Лиги порядка 20 человек. Есть три блока – медиа-маркетинг, организация соревнований, спортивная аналитика. Скрывать не буду, команду собирали долго, провели сотни собеседований - стояла задача собрать лучших молодых казахстанских специалистов. Нам это, к моей гордости, сделать удалось, хотя были те, кто говорил, что профессионалов не найти. Команду собирали со всей страны, есть ребята из Алматы, Астаны, Караганды, Тараза, Усть-Каменогорска, Семея, Актобе и так далее. Они душой болеют за этот проект, часто задерживаются в офисе до поздней ночи, постоянно посещают с командировками регионы. Именно благодаря их работе и таланту QJ League в первую очередь и получается столь яркой и качественной, в этом залог ее успеха.
– Как часто вы обсуждаете Лигу с Тимуром Турловым? Насколько он доволен проектом и погружен в его жизнь?
– Мы постоянно на связи, понятно, что Тимур Русланович человек очень занятой, но в жизнь проекта он погружен максимально, с учетом его плотного графика. Бывает практически на всех матчдеях и других знаковых мероприятиях, в курсе всех событий, следит за соцсетями Лиги, да и в офисе организации бывает едва ли не ежемесячно, общается с сотрудниками, на правах председателя Попечительского совета проводит стратегически важные совещания. Когда мы только познакомились, он не был серьезно увлечен футболом, хотя понимал его важность и социальную значимость. Сейчас он не просто инвестор, он стал по-настоящему нашим единомышленником. Как настоящий визионер он видит перспективы и социальные лифты, которые открывает Лига для молодежи, а как человек с большим сердцем с радостью помогает реализовывать свои таланты юным казахстанским футболистам и молодым специалистам в сфере футбола.
– Известно, что в первом сезоне расходы на организации выездов команд, а также оплату труда судей и инспекторов составили 357 млн тенге. С каждым сезоном Лига масштабируется: добавляются возрастные группы, планируется турнир среди девочек. Масштабирование спортивных соревнований повышает расходы кратно или существует некоторая оптимизация?
– Безусловно масштабирование проекта влечет увеличение затрат на такие основные статьи, как проезд команд к месту проведения гостевых матчей, их питание и проживание. Да и цены, что тут скрывать, на те же авиабилеты, растут довольно ощутимо. В сезоне 2024 в лиге выступают 32 команды, то есть 16 из них в каждом туре отправляются на выездной матч (за исключением двух туров в году, когда играется алматинское дерби), в каждой команде на выезд коммандируется 22 человека (18 футболистов и 4 члена тренерского штаба). Итого выходит, что на каждый тур (считай - каждый выходные), Лига за счет инвестора сейчас обеспечивает проезд, питание и проживание 352 человек, а на следующий год это число превысит 700 человек. Затраты, конечно, серьезные. Это, не считая трансляций матчей, проезда и гонораров судей, маркетингового сопровождения и так далее. Силами сотрудников стараемся биться с поставщиками услуг за каждый тенге, даем определенную экономию по сравнению с изначально запланированными тратами, но, конечно, делаем это так, чтобы попытки экономить не сказывались на качестве, особенно комфорте детско-юношеских команд и их тренировочном процессе.
– Лига полностью финансируется за счет частного спонсора. Эмпирические наблюдения показывают, что страны, где спорт финансируется не за счет государства в среднем демонстрируют более устойчивое развитие, более успешны в долгосрочной перспективе. На ваш взгляд, как это работает? В чем причины такой разницы?
– Ни в одной стране без государственного участия футбол обходиться не может. Да, в топовых футбольных странах типа Англии или Германии, с сильными чемпионатами и богатыми клубами, весомая часть расходов на развитие футбола покрывается за счет коммерческих доходов, но роль государства там тоже велика, есть государственные академии, система обучения тренеров, строительство крупных инфраструктурных объектов, в конце концов. Футбол – социальный вид спорта, самый массовый и популярный у населения, стремление правительств стран его развивать, вполне понятно.
В развитых странах, где те же профклубы много зарабатывают самостоятельно, выше покупательские возможности населения, болельщики готовы платить серьезные суммы за просмотр платных трансляций, могут себе позволить серьезные траты при походах на матчи: купить дорогой билет или абонемент, фирменный мерч, что-то потратить в точках питания. Идя на стадион, среднестатистическая семья из трех человек в той же Германии, тратит на матче более 100 евро, не считает покупки билетов. Другой момент – футбол в этих странах готовый первоклассный продукт, огромная индустрия, он интересен рекламодателям, причем не только из сферы беттинга, мировые компании готовы инвестировать в футбол огромные средства. Это то, к чему надо стремиться. Резюмируя: поставленный на коммерческие рельсы футбол - это следствие того, что у развитых стран сильная экономика, складывавшаяся веками, а не наоборот.
– Как сформулирована задача по доходам Лиги на ближайшие два-три сезона? Она выражена в некой абсолютной сумме или цель в том, чтобы покрывать какие-то специфические статьи расходов?
– Какой-то конкретной суммы нет, стараемся работать со всеми, кто выражает заинтересованность. Презентуем наш проект и общаемся с маркетинговыми службами многих компаний. Кто-то присоединяется к нам для участия в конкретных проектах, вроде того же кибер-турнира или фэнтези, кто-то приходит партнером на весь сезон или сразу на несколько лет, с кем-то работаем по бартеру, например на матч сборной QJ League бренд Arzu обеспечит обе команды водой на время подготовки матчу и на саму игру. В целом я бы назвал эту работу постепенным раскачиванием сферы. Тот факт, что компании, в том числе с мировыми именем, работают с проектом из сферы детско-юношеского футбола, сам по себе огромное достижение. Когда 1.5 года назад мы стартовали, скажи мне кто, что уже к середине второго сезона у нас будет столько партнерских соглашений, не поверил бы.
– Существуют ли членские взносы в Лигу со стороны клубов? Если нет, то насколько осязаема перспектива их внедрения в будущем?
– Никаких членских взносов для участия в QJ League нет и их введение не планируется. Есть строгие правила лицензирования для попадания в Лигу, и, чтобы их выполнить, клубы, разумеется, несут некоторые затраты. В первую очередь они обязаны предоставить качественный стадион для проведения своих домашних матчей, обеспечить на нем полную безопасность, в том числе медицинскую, для участников и зрителей. В регламенте Лиги четко прописано, что в ней могут участвовать юношеские команды профессиональных футбольных клубов, это один из способов контроля выполнения требований. С текущего сезона мы пошли дальше, и вынесли сначала на рассмотрение КФФ, а затем на голосование Совета Профессиональной футбольной Лиги следующее предложение – внести в лицензирование обязательство для клубов иметь в своей штатной структуре новые должности для команд QJ League: медиа-офицера, маркетолога, администратора и дополнительного врача.
– Клубы на такое согласились?
– Логика здесь простая. За счет того, что Лига покрывает расходы команд на проезд, питание и проживание, клубы экономят солидные суммы, которые раньше тратили на юношей, когда они играли в старом формате детско-юношеских соревнований. Затраты, конечно, были не такие, как сейчас несет лига, ощутимо меньше, так как формат турнира был другой, с меньшим количеством поездок, но тем не менее. Мы предложили эти сэкономленные средства инвестировать в людей, в первую очередь в молодых специалистов, дать им шанс поработать в футболе. Клубы, надо отдать им должное, практически единогласно идею поддержали. Теперь, например, у каждого Центра подготовки есть собственный пресс-атташе, такого раньше никогда не было, всегда всем занимался медиа-офицер главной команды. Уверен, что молодые ребята, которые сейчас пришли на эти должности в клубы, наберутся опыта и будут еще долгие годы работать на благо развития футбола в Казахстане.
– Расскажите, пожалуйста, о главных финансовых выгодах, которые клуб получает от участия в Лиге.
– Об одной я уже сказал, это экономия средств, так как проездом и проживанием команд занимается Лига. Другая не такая прямая и очевидная, но, думаю, гораздо более важная. Играя в QJ League, юные футболисты развиваются, таланты получают шанс подойти к переходу из детско-юношеского футбола во взрослый более подготовленными. Любой специалист вам скажет – именно на этом этапе больше всего перспективных футболистов «спотыкаются», не могут его преодолеть и заканчивают играть. Именно поэтому аналогичные юношеские лиги, правда существующие в первую очередь за счет клубов, а не за счет частного капитала, есть во всех ведущих футбольных странах. Пройдя систему турниров QJ League, особенно когда вся структура Лиги полностью выстроится и ребята будут попадать в нее в 15 лет, а заканчивать в 18 и затем переходить в дублирующую или основную команду, это будут уже подготовленные ко взрослому футболу игроки. Они будут приучены играть в недельном цикле, будут лучше готовы ментально, тактически, физически и технически. Именно эти футболисты и есть основная выгода клубов, главный актив, который Лига помогает им развивать. Ведь все права на игроков принадлежат клубам, QJ League в этом смысле к ним отношения не имеет. Клубы готовят игроков, а Лига на определенном этапе оказывает в этой подготовке существенную помощь, помогая преодолеть самый сложный этап и предоставляя платформу для развития таланта. В дальнейшем грамотно распорядиться этими активами это как раз задача клубов. Отличный пример был недавно в дубле карагандинского «Шахтера», который является одним из лидеров Второй лиги. На один из матчей команда вышла полностью составленная из игроков, которые либо выступали в QJ League в прошлом сезоне, либо играют сейчас. При этом возрастные ограничения в этих соревнованиях гораздо выше, чем возраст прошлогодних выпускников Лиги, то есть там вполне могли играть ребята на 2-3 года старше, но играют именно те, кто прошел через наш турнир. Это такая незримая часть нашей работы, но именно она самая важная.
– Лига часто организовывает за свой счет масштабные и, вероятно, весьма затратные матчдэй-активности в рамках одной из встреч тура. При этом, все средства от продажи билетов в таком случае получает клуб-хозяин. Насколько это справедливо?
– В этом году средства с ряда наших матчдэев мы совместными решениями с клубами передавали в фонд пострадавшим от паводков или на иные благие дела. Но в целом да, продажей билетов чаще всего занимаются клубы самостоятельно. Стоимость их при этом весьма скромная, больших заработков они с этого не получают и, как правило, тратят все это на помощь в организации праздника. Со стороны, наверное, действительно выглядит не очень справедливо, но большой проблемы в этом не видим, главное, что средства идут на развитие футбола.
– Говоря о матчдэй-ивентах, насколько велики расходы на их организацию? Какие статьи расходов - основные?
– Это далеко не самая большая статья расходов Лиги. Определенные средства действительно тратим, на рекламу, на приглашение артистов и так далее. Но в чем-то помогают партнеры, о которых я уже говорил, какие-то расходы на себя берут клубы. Если работать в таком формате и максимально оптимизировать расходы, средств хватает. Результат эти затраты с запасом перекрывает, посмотрите просто на радостные лица футбольных болельщиков на трибунах, или на глаза 17-летних ребят, когда за них болеет весь стадион.
– На данный момент нельзя сказать, что профессиональный футбол в Казахстане - успешный и перспективный бизнес, а частные инвестиции носят скорее пассионарный характер. Как, на ваш взгляд, можно изменить эту ситуацию? Каковы структурные требования для того, чтобы отрасль стала привлекательной для бизнесменов?
– Должна быть выстроена индустрия футбола, причем в комплексе. Телетрансляции должны стоить других денег и иметь другое качество, спонсорские контракты тоже должны расти, нужно развивать инфраструктуру, футболистов, тренеров, повышать престиж соревнований и так далее. Это непростой и небыстрый путь, но его нужно пройти. Если говорить о QJ League, то Лига занимается развитием футбола на очень небольшом участке – помогает юным футболистам повышать свое мастерство, давая для этого качественно организованные соревнования, оказывает методическую поддержку тренерам команд, работает над привлечением партнеров, проводит маркетинговые активности.
– Главная спортивная миссия QJ League - развитие детско-юношеского футбола, помощь молодым игрокам в том, чтобы в комфортных условиях перейти в профессионалы. Каков в таком случае главный долгосрочный приоритет маркетинговой стратегии? Популяризация юношеского футбола в глазах болельщиков, повышение привлекательности этой стези для тех, кто хочет связать свою жизнь с футболом или же создание фундамента для того, чтобы на примере Лиги развивался спортивный маркетинг в Казахстане в целом?
– Цель нашего маркетинга – популяризация футбола в целом, в том числе и среди юной аудитории. Все остальное, что вы перечислили, это средства достижения этой цели, либо ее следствие. Будем и дальше повышать качество трансляций, помогать развиваться специалистам на местах, в клубах, без их активной вовлеченности нам будет очень сложно. За счет наращивания аудитории, нам будет проще привлекать новых партнеров для Лиги, а клубам – для своих юношеских команд. Все взаимосвязано.
– Развитие профессиональных кадров для отрасли - одна из заявленных целей Лиги. Но в чем интерес QJ League быть кузницей талантов, которые будут затем уходить в свободное плавание?
– Именно это и есть развитие футбольной индустрии, о котором я выше говорил. Чем больше будет в футболе высококлассных специалистов, тем быстрее и качественней он будет развиваться. Поэтому интерес Лиги в подготовке кадров абсолютно логичен. Если через несколько лет кто-то из сегодняшних сотрудников Лиги или клубов, с которыми мы работаем, придет в руководство того же клуба, или одной из Лиг, или возглавит какое-то направление работы Федерации футбола и даст их развитию новый импульс, это будет великолепным результатом сегодняшней работы.
– Расскажите подробнее о спонсорах и партнерах Лиги. У вас есть спонсорское соглашение с Mastercard. Как оно выглядит: партнер берет на себя расходы по конкретным статьям или же выделяет средства, которыми Лига может впоследствии распоряжаться самостоятельно?
– Как я уже ранее говорил, есть разные форматы. Где-то партнерство выражается в выделении средств для Лиги, где-то оно касается отдельных мероприятий или проектов, где-то сотрудничество на бартерной основе, со многими СМИ и ресурсами у нас есть договоренности об информационном партнерстве, как с теми же телеканалами, которые транслируют матчи. Мы открыты к любым форматам.
– Планируется ли подписание соглашений с какими-нибудь еще международными спонсорами в ближайшее время?
– Переговоры ведем, но называть бренды, кроме тех, которые я уже озвучил, сейчас преждевременно. Надеюсь, когда окончательно договоримся, еще всех удивим. В общих чертах могу сказать, что общаемся и с крупными спортивными брендами, и с компаниями известными своим вниманием к спорту, и с теми, кто пока к нашей отрасли относится с некоторой настороженностью.
– Может ли Лига рассчитывать на какую-то часть выплат по программе УЕФА HatTrick, согласно которой национальные ассоциации получают часть дохода от проведения чемпионатов Европы?
– Нет, Лига на эти средства никоим образом не претендует, да и не может претендовать. Выплаты идут через единственную наделенную подобными полномочиями организацию в Казахстане – Казахстанскую Федерацию футбола. Эта пирамида давно устоялась и во всем мире работает эффективно, менять ее нет никакого смысла. Но вот на поля, которые могут быть построены в Казахстане по этой программе, мы, конечно, рассчитываем. Сейчас клубам полноразмерных полей, на которых в том числе могли бы тренироваться команды QJ League, сильно не хватает.
– Расскажите подробнее о сотрудничестве с Red Bull. Когда речь заходит о повышении квалификации специалистов и игроков, доступ к этому ресурсу будут получать все клубы Лиги одновременно, посредством каких-нибудь мастер-классов? Или же сотрудничество подразумевает работу с конкретными тренерами или игроками? Если второе, то по какому принципу будет решаться, какие клубы будут пользоваться такой возможностью?
– Главное здесь заинтересованность самих тренеров развиваться. Те специалисты, которые хотят повышать свою квалификацию, без нашей поддержки не останутся, и речь здесь не только про сотрудничество с Red Bull. Мы проводим для тренеров семинары, в Лиге большой блок занимается спортивно-аналитической работой, в него входят высококлассные профессионалы. Для них это будет новый опыт, многие никогда не работали на международном уровне. Параллельно с этим реализуем большой проект по запуску онлайн-платформы, которая, с одной стороны, облегчит тренерам их деятельность по планированию тренировочного процесса, а с другой – поможет оцифровать эту сферу, чтобы понимать, что происходит не только во время матчей, но и на тренировках. Всем желающим тренерам из Лиги доступ к платформе предоставим бесплатно, хотя обычно такие инструменты платные и стоят, мягко говоря, не дешево. Договоренности с Red Bull органично вписываются в эту работу, которую мы активно ведем. Надеюсь, кого-то удастся отправить на обучение в Зальцбург и Лейпциг, а для кого-то постараемся организовать семинары со специалистами из этих клубов здесь, в Казахстане.
Фото: QJ League
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |