Александр Бородюк: "Хочу, чтобы в сборной Казахстана играли исключительно местные футболисты"
"Уезжая в "Шальке", знал, что это один из брендовых клубов Германии"
- Александр Генрихович, сегодня у нас с вами большое интервью, в котором хотелось бы, чтобы вы подробней рассказали казахстанским читателям о своей игровой и тренерской карьере. Наверняка вам есть что вспомнить и рассказать. Начнем, пожалуй, с вашего отъезда в Германию. В то время футболистам из СССР тяжело было уехать в заграничные клубы. Спустя много лет некоторые из ваших современников рассказывают, что даже не знали о том, что в их клубы приходили приглашения от европейских команд.
- В Германию я уезжал первым из советских футболистов. На тот момент я был сложившимся игроком. Мне было уже 28 лет и я дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата в составе московского «Динамо». На тот момент чемпионат СССР входил в тройку лучших в мире. Это слова бывшего главного редактора журнала «Киккер» Карл-Хайнца Хайманна. Он очень часто приезжал в нашу страну и воочию видел матчи чемпионата. Словом, возраст для отъезда у меня был подходящий. Сначала была вероятность того, что я уеду в Италию. В составе сборной мы были на сборах в этой стране и проводили товарищеские матчи. Как мне потом рассказывали чемпион мира Хельмут Кремерс и чемпион Европы Клаус Фишер, они побывали на матче между московскими «Динамо» и «Торпедо». После этой игры поступило предложение от «Шальке», одного из трех, скажем так, брендовых клубов в Германии. Я знал, что у этой команды прекрасные болельщики и богатые традиции. В СССР прилетел представитель клуба из Гельзенкирхена. Уже тогда наши клубы перешли на рыночные отношения. За меня «Шальке» заплатил определенную сумму и я улетел в Германию. В этой стране все было по-другому. Я горел желанием проявить себя в бундеслиге. К тому же, на тот момент у меня испортились отношения с Анатолием Бышовцем. В те годы наиболее высоко котировались именно немецкий и итальянский чемпионаты. Что ни команда в Германии, так в ее составе обязательно был чемпион мира или Европы. Поэтому было интересно попробовать себя на таком уровне.
- В развитии инфраструктуры Германия ушла далеко вперед. В те годы разница была такой же ощутимой?
- В СССР стадионы были потрясающие: в Москве, в Киеве, в Ереване… Да, с развалом Советского Союза ситуация несколько изменилась, но не настолько плохо, как может показаться. К примеру, были хорошие стадионы в Волгограде, построили арену «Локомотив» в Москве… Конечно, в Германии атмосфера на стадионах была потрясающей, но я знал, что вернусь в Россию. Спустя семь лет жизни в чужой стране я вновь приехал на родину и ни о чем не жалею.
"Рад, что тренерскую карьеру начал не за партой, а на практике"
- Поиграв после Германии в России, вы завершили карьеру. Тяжело ли было убить в себе футболиста и стать тренером?
- В этом плане я благодарен Александра Тарханову и самарским «Крыльям Советов». В этой команде мне дали возможность постепенно перестроиться и переключиться на тренерскую деятельность. Мне было уже 39 лет. Так вот, Тарханов и Герман Ткаченко предложили мне стать играющим тренером. Таким образом, моя тренерская карьера началась не за партой, а на практике. До сих пор благодарен этим людям. В другой сфере я себя не видел.
- Вы вывели московское «Торпедо» в премьер-лигу. Почему не продолжили работу в этой команде?
- Прежде всего, благодарен тогдашнему руководителю клуба Александру Тукманову за доверие. После десяти лет работы в национальной команде поступило предложение стать спортивным директором московского «Динамо». Все-таки клуб для меня не чужой. Тем не менее, спустя некоторое время мне показалось, что эта должность не совсем мое. Я возглавил «Торпедо» в качестве главного тренера. Мы быстро нашли с ребятами общий язык и добились определенного успеха. Как я затем сказал в интервью российским СМИ: «говорить о причинах своего ухода из клуба в прессе не буду». Буду придерживаться этого же мнения и сейчас.
- Вы вспомнили период работы в сборной России. Не секрет, что никто на постсоветском пространстве, да и во всей Европе не ждал от вашей команды успеха. В чем же все-таки секрет той команды образца 2008 года?
- В первую очередь, это сама команда, которая подобралась в тот год. Хочется в очередной раз выразить благодарность ребятам, которые тогда выступали в национальной команде. Мы проделали огромную работу и долго готовились к чемпионату Европы. Это большой труд. Конечно, присутствовало и везение. Если вы помните, Хорватия нам тогда помогла, обыграв англичан в концовке отборочного цикла. Не могу не отметить микроклимат, который был при Гуусе Хиддинке. Он изменил ментальность игроков. Мы говорили тогда парням, что их поколение должно что-то выиграть. Да, они могли позволить себе дорогие вещи, но достижения нельзя было купить. Этого можно было достичь только своим трудом. Все это вкупе и вылилось в бронзовые медали чемпионата Европы.
"Аршавин сильный парень, раз выдержал давление со стороны общественности"
- За десять лет работы в сборной вы пересекались со многими тренерами. Каждый из них сильно отличался от другого манерой работы?
- Газзаев, Ярцев, Семин с Хиддинком, а также Адвокаат – профессионалы своего дела. С каждым из них было приятно работать и от всех я почерпнул для себя массу интересного.
- После чемпионата Европы-2008 многие российские футболисты уехали в европейские клубы. Сейчас этого, к сожалению, не наблюдается. В чем дело?
- Очень важно ментально быть ближе к европейцам, знать иностранный язык, чтобы общаться за рубежом с ними на одном языке и легко решать какие-то свои проблемы. Те футболисты, которые после успешного чемпионата Европы уехали в зарубежные клубы, считаю, успешно представляли свою страну. Это сугубо мое личное мнение. Может быть, у кого-то оно существенно отличается. Самое главное, что они уехали в хороший чемпионат и показали себя. Конечно, сейчас многое в национальных командах определяет поколение…
- Однако спустя всего два года те же ребята не смогли пробиться на чемпионат мира.
- Одна ошибка перечеркнула все старания, которые мы приложили по ходу того отборочного цикла. Возможно, сказалась недооценка соперника. Словенцы горели желанием выиграть у нас и играли с большим желанием. Для нас это был удар. Но говорят же, что жизнь продолжается и нужно идти дальше. Самое главное, что после чемпионата Европы в Австрии и в Швейцарии многие мальчишки повалили на секцию футбола. Это не могло не радовать. Еще один момент, который мне понравился – это то, что Хиддинк и Адвокаат всегда хорошо отзываются о России. Оба, кстати, успешно поработали в нашей стране, вписав свое имя в историю российского футбола. То, что уступили словенцам – это недоработка всей команды, а не отдельных игроков. Хиддинк всегда говорил, что и проигрывает, и выигрывает вся команда…
- После провального чемпионата Европы-2012 Андрей Аршавин неприятно удивил многих, произнеся свою знаменитую фразу. Эти слова в дальнейшем как-то негативно сказались на его выступлении?
- В этом плане средства массовой информации неправильно преподнесли его слова, ведь Андрей адресовал их одному лишь депутату. Имени его Аршавин не назвал, лишь обратившись на «вы». Похоже, это и сыграло с ним злую шутку. Знаю, что он сильный парень и смог оправиться от тех неудач. Это радует. Сейчас Андрей играет и приносит пользу своей команде. Читал, что другой депутат что-то неприятное сказал про Юрия Жиркова, причем в некорректной форме. Провоцировать футболиста, разговаривая с ним на откровенные темы и при этом записывать все это на видео – не поступок настоящего мужчины.
"Вел переговоры о работе главным тренером сборной России, но решение принимал не я"
- Также вам приходилось исполнять обязанности главного тренера сборной России.
- Да, мы провели тогда матчи против Бразилии и Испании.
- Тогда же говорили о том, что вы могли возглавить команду на постоянной основе.
- Естественно, такие разговоры были. Я встречался с людьми, вел переговоры. Решение, тем не менее, принимали они…
- Не могу не спросить вас про короткий отрезок работы в алматинском «Кайрате». В чем же причина вашего поспешного ухода?
- В первую очередь, благодарен Кайрату Боранбаеву за приглашение в команду. Рад, что смогли завоевать Суперкубок Казахстана. А то, что ушел… Как и в случае с «Торпедо», я не обсуждаю это публично. Пусть все останется внутри команды. А то, что пишут журналисты – это их работа.
- Вы покинули команду по истечении трех туров. Согласно статистике, и Владимир Вайсс, и Кахабер Цхададзе также неудачно начинали сезон. Может быть, стоило продолжить работу?
- Сейчас нет смысла об этом рассуждать. Случилось то, что случилось. Я же, в свою очередь, лишь поблагодарю и руководство клуба, и самих ребят.
"От предложений поработать с национальной командой не отказываются"
- Полгода назад вы возглавили сборную Казахстана. Сейчас можете вспомнить, как начались переговоры между вами и Федерацией футбола Казахстана?
- Я разговаривал с генеральным секретарем Канышем Аубакировым. Он ответил, что ему нужно время для того, чтобы подумать. Затем поступил звонок из Казахстана. Я прилетел в Астану и мы обо всем договорились. С огромным уважением отношусь к людям, которые здесь живут. От таких приглашений поработать с национальной командой тяжело отказаться. В федерации трудятся профессионалы своего дела и мне нравится то, какие задачи ставит перед собой нынешнее руководство.
- Контракт подписан сроком на три года. Ставилась ли изначально конкретная задача на текущий отборочный цикл?
- Самое главное – построить команду, которая была бы конкурентоспособной в международных матчах. Необходимо постепенно омолодить команду. У нас налажен хороший контакт с тренерами всех юношеских сборных и я за то, чтобы сделать конвейер сборных, подобный тому, который задействован в Германии. С 17-ти и до 20-ти лет необходимо получать игровую практику, чтобы прогрессировать. Талантливые ребята в Казахстане появляются. Просто сейчас очень важно наладить правильный процесс. Однако далеко не вся молодежь имеет постоянную практику. Необходим и сильный чемпионат, в котором 6-7 команд боролись бы за высокие места. Если на лидирующих позициях в клубах будут играть казахстанцы, появится выбор игроков в национальную команду. Будет уже другая проблема – кого выбрать. Основное время футболисты проводят в клубах. Именно они и готовят игроков для главной команды.
- Расскажите, как формировался тренерский штаб сборной. Юрий Новиков, работавший при прежнем штабе, остался тренером вратарей, пришел Кайрат Нурдаулетов…
- Очень рад, что с нами работает олимпийский чемпион 1988 года, капитан той сборной, прекрасный в прошлом футболист, выступавший на позиции правого защитника Виктор Лосев. Мы вместе играли в московском «Динамо», всегда жили в одном номере. С уважением относимся друг к другу, прошли длинный путь вместе. Работали и в молодежной сборной. До Казахстана работал в «Уфе» с Игорем Колывановым. Рад, что он откликнулся на мое приглашение и вошел в наш тренерский штаб. Что касается Николая Игумнова, то в прошлом он был лыжником, мастер спорта СССР, работал менеджером сборной России. Получил лицензию Pro и имеет богатый опыт работы в футболе. Если говорить о Кайрате Нурдаулетове, то это перспективный специалист, в котором мы нуждаемся. С ним приятно иметь дело. Он местный, играл в сборной, причем исполнял функции капитана команды. Надеюсь, в будущем он станет хорошим тренером. Юрий Новиков – профессионал, порядочный человек, который всегда работает с большой самоотдачей.
- В настоящее время в сборной остались только три-четыре ветерана, среди которых Лория, Байжанов и Нургалиев с Нусербаевым. Какова их роль в команде?
- Считаю, что нельзя полностью отказываться от ветеранов. Молодые футболисты перенимают от них многие вещи. Важно, чтобы молодежь закрепилась на этом уровне. Недавно мы провели контрольный матч с молодежной сборной Казахстана. Так вот, там подобралась талантливая молодежь. Хорошее поколение. И именно они скоро будут защищать честь страны на международной арене. Наша задача – постепенно привлекать перспективных футболистов в главную команду. Правда, у нас есть только 3-4 дня во время сборов. Все остальное время они проводят в клубах. И главный критерий для вызова в сборную – постоянная игровая практика.
"Топовые сборные также нередко прибегают к натурализации"
- После неудачной игры Бауыржана Исламхана в последнем матче в СМИ часто стали говорить о необходимости смены капитана команды. Может быть, ему капитанская повязка мешает проявить себя в полной мере? Ведь есть те же Лория и Байжанов.
- Думаю, что когда футболисты сами выбирают капитана – это правильно, потому что ребята чувствуют друг друга и знают, кому доверять. Самое главное, чтобы капитан был заряжен на борьбу, имел характер. Приведу пример с Францом Беккенбауэром, благодаря которому немцы и выиграли кучу трофеев на международной арене. Виктор Лосев, мой нынешний ассистент, также был особенным капитаном, на которого равнялась вся команда. Капитан своим примером должен заряжать остальных футболистов. Есть два варианта – или назначает главный тренер, либо ребята выберут сами. На следующем сборе озвучу эти варианты. Посмотрим на их реакцию.
- Несколько лет назад очень остро стоял вопрос с натурализацией футболистов для сборной. Однако на последнем сборе в национальной команде не было ни одного игрока со стороны. Из тех, кто в свое время был натурализован, в сборную в ближайшем будущем кто-то будет привлекаться?
- Это достаточно сложный вопрос. Некоторых футболистов натурализовывают клубы, у которых свои задачи. Мне лично хотелось бы, чтобы за сборную играли те, кто родился в этой стране. Однако если посмотреть на другие сборные, в числе которых даже топовые, то и они нередко прибегают к натурализации. Но, повторюсь, для меня сейчас самое важное – практика. А то в Казахстане есть молодые футболисты, которые сначала играют два-три матча, а потом сидят на скамейке запасных. Потом снова играют и так далее. Поэтому хочется, чтобы даже те игроки, которые попадают в расширенный список, имели постоянную практику в клубах.
- На последних сборах отсутствовал Сергей Хижниченко, который забил два мяча сборной Польши. Я так понимаю, его не вызывали по той же причине, что вы говорили выше?
- Естественно. В Казахстане живет около 17 миллионов человек и у каждого из них свой вариант состава. Однако нужно смотреть на многие факторы. Если Хижниченко, приехав в Казахстан, будет забивать голы, то и в вызов в сборную не за горами. Тем не менее, должен быть определенный баланс в процессе формировании состава. Это несколько вратарей, защитники и игроки средней линии. То есть, я не могу вызвать семерых нападающих. И при выборе того или иного футболиста я буду смотреть на самый решающий фактор.
- Ранее в сборной играли три центральных защитника плюс два латераля. При вас команда стала играть в четыре защитника. До удаления в матче с Данией сборная играла хорошо и это заметили многие специалисты и болельщики. В будущем эта схема останется или мы снова можем вернуться к схеме в пять защитников?
- Нужно понимать, что во время игры схема может видоизменяться в зависимости от того, как складывается матч. Так делают многие сборные. Любая схема трансформируется, а все остальное только на бумаге. Защитник только подключился к атаке и все – схема уже выглядит иначе. Еще важно, чтобы каждый футболист не проигрывал свою позицию сопернику.
- Стабильно на высоком уровне из центральных защитников играет только Юрий Логвиненко. Игравший вместе с ним в паре в матче с Данией Елдос Ахметов ранее не один год играл на позиции флангового защитника.
- Многие футболисты могут сыграть на несвойственных им позициях. К примеру, тот же Абзал Бейсебеков может закрыть позицию центрального защитника. В молодежной сборной есть интересные и перспективные футболисты. Недавно привлекли в команду Темирлана Ерланова, который еще может прибавить. Самое главное – трудолюбие. В СССР я видел немало выдающихся игроков, которые загубили себе карьеру из-за того, что полностью не выкладывались на тренировках.
- Уже ясно, что на чемпионат мира в России мы не попадем. А после осенних матчей с Арменией и Румынией сборная не будет проводить официальные матчи почти целый год. Не будет ли проблем с проведением товарищеских матчей?
- Работа в этом направлении ведется. Есть определенные регламенты УЕФА и ФИФА, которые рекомендуют, чтобы даты ФИФА использовались. Мы не так часто собираемся, поэтому важно, чтобы товарищеские игры проводились. Нужно давать шансы в таких матчах молодежи. Посмотрите на сборную Германии – они дали шанс на Кубке Конфедераций молодым и перспективным игрокам и не прогадали!
"Прогресс обязательно будет. Со мной или без"
- Вы часто говорите слова о необходимости отсутствия равнодушия у игроков вашей команды.
- Пользуясь случаем, хочу поблагодарить болельщиков за поддержку, которую они оказали нам в матче с Данией. После игры они поблагодарили команду за игру. Да, мы проиграли, но, я думаю, болельщики видели, что ребята старались и в команде не было равнодушных. Это очень важно и я пытаюсь донести эту мысль до игроков. У меня не было ни одной претензии к игрокам по матчу с Данией. Не откажусь от своих слов – судья убил игру в том матче. Смотрел матчи Кубка Конфедераций. Там судьи показывали за подобные нарушения лишь желтую карточку.
- Несколько лет назад в России пытались создать вторую сборную, которую тренировал Юрий Красножан. Нет ли мыслей создать подобную команду в Казахстане?
- Она была бы весьма кстати, если бы не существовало официального календаря и дней ФИФА. Еще нужно, чтобы и другие страны также создали вторую сборную. А иначе с кем будет играть вторая команда Казахстана? Вряд ли клубы отпустят своих футболистов просто так, ведь для этого должен быть создан определенный регламент.
- И напоследок. Существует еще такая проблема, как нежелание игроков общаться с прессой после матчей. Как можно решить этот вопрос?
- Мы говорим игрокам о необходимости общения с прессой. Но и журналисты должны понимать, что критиковать нужно только по делу, должна быть определенная поддержка. Все знают главную заповедь врачей – «не навреди». То же самое касается и средств массовой информации. В Казахстане есть хорошие, профессиональные журналисты, которые отлично знают свою работу. И очень важно нам сейчас сплотиться. Если игроков будут унижать, то о каком позитиве может быть речь? Считаю, что казахстанский футбол сейчас на правильном пути и прогресс обязательно будет. Неважно, буду я работать здесь или нет. В Казахстане обязательно будет улучшаться инфраструктура, чтобы болельщикам было удобно приходить на матчи. Есть примеры северных стран, вроде Финляндии и Швеции. Я – оптимист по жизни и верю, что все самое лучшее впереди.
Наги БАКЫТБЕКОВ
фото: sports.ru, sport-exspress.ru, sovsport.ru, prosports.kz, sports.kz, kazfootball.kz
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |