Юрий Уткульбаев: "Не жалею, что тренировал "Актобе"
- После небольшого перерыва вы вернулись в Казань и дали небывалый для дубля "Рубина" результат: 3-е место, а затем и лидерство в таблице на момент перехода в "Актобе". За счет чего?
- Во-первых, в общем, задачи такой не стояло, чтобы мы занимали высокие места. У нас же тоже периодически были воспитанники, они выходили в основном составе. А что касается результата, мы увидели, что игроки 95-96-го годов рождения не соответствуют уровню, и перспектив у них нет. И мы взяли и большую часть команды сделали из родившихся в 97-м году. Ведь тот возраст был чемпионом России в свое время. Сначала мы привлекли восемь игроков. Среди них, кстати, оказался и Ильзат Ахметов. Надо учитывать еще такой фактор. В этот момент фавориты молодежного первенства перевели самых талантливых игроков в дочерние клубы. "Зенит-2" и "Спартак-2" играют в ФНЛ, поэтому логично было самых перспективных наигрывать на взрослом уровне. Таким образом, молодежное первенство стало объективно слабее. Мы бы ни за что не поднялись, если бы вся сильнейшая молодежь играла в молодежном первенстве. И сейчас то же самое - наверху "Рубин", но не надо забывать, что "Краснодар-2" есть во второй лиге, они там борются за выход в ФНЛ, есть "Зенит-2" и "Спартак-2", которые в первой лиге играют, то есть эти клубы всегда были наверху. Если какой-то молодой начинает показывать уровень, его тут же переводят из "молодежки". И вообще, я думаю, мы зря акцентируем внимание на результате. Лучше поднять список футболистов, которые в свое время прошли дубль 2-3 года, оказались в основном составе, например, нашей команды или играют в других командах Премьер-лиги.
- Насколько я знаю, из дубля "Рубина" вас никто не выгонял. Отчего решили резко сменить обстановку и переехать в Казахстан, в "Актобе"?
- Появилась возможность поработать во взрослой команде. Мы поговорили, подумали - а почему бы не попробовать? Это ведь совсем другой опыт, где во главе угла стоит результат, а не воспитание молодежи. В итоге всем тренерским штабом решили принять новый вызов.
- В последние годы до вашего прихода "Актобе" занимал 2-е и 3-е места. Вы закончили 6-м. Это было признано в Казахстане неудачей?
- В то время, когда они завоевывали чемпионство или были в тройке, бюджет был гораздо выше. И как мне объяснили, пришел новый губернатор, и было решено сократить бюджет в несколько раз. 19 человек было отчислено. В общем, когда мы приходили, в команде остались два игрока молодежной сборной, которые очень редко выходили на поле в предыдущем сезоне. Руководство клуба поставило задачу: привлечь своих воспитанников, казахстанских, в том числе актюбинских, и установило рамки зарплат, в десятки раз ниже, чем было до этого. Ожидания болельщиков, понятно, были большие, все-таки привыкли к победам. А задача была попасть в шестерку. Такие были жесткие условия. Цели мы достигли. Потом ушли. Сейчас они опять перешли к предыдущей модели с мегафинансированием, взяли тренера-бразильца и заняли, кажется, 4-е место с конца.
- А вам не предлагали продолжить работу?
- Предлагали, но я посчитал, что это нам не подходит. Они изначально предлагали длительный контракт, но мы решили посмотреть, что такое вообще Казахстан, как будем работать.
- Не скучно там было работать?
- Нет, не скучно. Это очень хороший опыт, не жалеем, несмотря на разные проблемы, которые там были. Все-таки это Премьер-лига, большое внимание, высокий антураж. У нас был очень хороший стадион, болельщики собирались на домашние матчи, бывало, что и 10 тысяч приходило. В плане инфраструктуры и бытовых вопросов, конечно были забавные моменты…
- А подробнее можно?
- Например, мы чартерами летали, на стареньком АН-24. А у нас работал Вольфганг Штребл, который ранее и в "Рубине" был тренером по реабилитации. Сам он из Австрии и согласился поработать с нами в Казахстане. Во-первых, он Ан-24 вообще никогда не видел, а тут заходит в самолет, а тот начинает заводиться и все это с какой-то гарью, что дым даже в салон пошел. Вольфганг уже засобирался, все-все я не лечу, ему говорят: подожди ты, не переживай. И как раз стюардесса идет, в возрасте уже. Я спрашиваю - сколько лет самолету? Она говорит - 40 лет. В общем, он услышал это и в шоке: как это еще летает? Всем самолетом уговаривали его остаться. В конце опять у стюардессы спрашиваю, а вы здесь сколько работаете? 38 лет уже, отвечает. А ей самой, наверное, чуть за 50. И мы Вольфгангу говорим: смотри, женщина всю жизнь на нем летает, еще ни разу ничего не случилось. Только тогда австриец успокоился, дым рассеялся, и мы полетели.
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |