Александр Бородюк: "Мне необходимо, чтобы каждый сбор национальной команды длился не менее 5-6 дней"
- Александр Гейнрихович, первым делом я хотел бы поговорить с вами о роли тренера в команде. Есть ли предел его возможностей? По индивидуальной работе с игроками, постановке стиля игры, поиску вариативности? Или этот вопрос всегда упирается в уровень футболистов?
- Так же как и для футболиста. Тренер приходит в одну команду и проявляет себя, а в другой – не может. Здесь ряд слагаемых.
- Есть футболисты, которые заиграют в любой команде?
- Естественно. Тогда мы говорим о топ-игроках: Роналдо, Месси – эти везде заиграют. Должен быть баланс, всегда существует зависимость от тренеров, игроков, руководителей. Все должно совпасть.
- Мы можем назвать качества, необходимые для успешной работы футбольного тренера? Уверенность в себе?
- Естественно. В любом случае, может сразу не получаться, нужно уметь внушить игрокам веру в себя и самому верить в успех. Анчелотти недавно говорил о том, что необходимо доверие руководства. Мне пока доверяют, и я признателен федерации.
- К слову о доверии к вам со стороны ФФК. Расскажите, когда вы договаривались о контракте в начале нынешнего года, как были расставлены акценты. Вы уже говорили о том, что у вас с Канышем Аубакировым (генеральный секретарь ФФК – прим. авт.) состоялся конструктивный разговор. Но хотелось бы знать детали. Понятно, что от вас никто не ждал выхода на чемпионат мира, но какие-то требования все же были?
- В любой сфере деятельности первый критерий – это результат. Но мы, в первую очередь, когда обсуждали совместную работу, говорили о процессе обновления сборной. Это очень тяжелый вопрос. Первостепенная задача – это поиск и привлечение молодых перспективных футболистов, которые могли бы создать новую боеспособную команду. И я еще раз подчеркну, в отличие от клуба, где эта работа ведется ежедневно, в сборной достичь этой цели гораздо сложнее. Когда убираешь из национальной команды 5-6 игроков, все может разрушиться.
- Вас пригласили в сборную Казахстана потому что вы умеете делать… Что?
- Прежде всего, создать команду, которая в новом цикле будет показывать качественный добротный футбол и добиваться результата.
- В феврале 2017-го года речь шла уже об отборе на чемпионат Европы 2020?
- Да.
- Три самые болезненные точки казахстанского футбола на ваш взгляд?
- Первое – инфраструктура. Прекрасные стадионы в Алматы и Астане, хороший – в Актобе. В остальном инфраструктура оставляет желать лучшего. Второе, а может быть этот пункт стоит поставить и на первое место, – это система подготовки. Чем больше будет таких академий, как у "Кайрата", тем выше будет уровень футбола. Я не могу поверить, что в Казахстане нельзя найти достаточного количества талантливых мальчишек, которые пришли бы заниматься. Должны быть академии, в которые они придут. Желательно, чтобы появлялись частные инвесторы, но пока их нет, хотелось бы чтобы этот вопрос регулировало государство. Я говорю о некой форме государственно-частного партнерства. И третий пункт, который вытекает из двух первых. Необходим конкурентоспособный чемпионат. Чтобы болельщик ходил на футбол. Сейчас чемпионство разыгрывается среди 2 команд. Если появится 7-8 таких сильных клубов, то многие молодые футболисты будут стучаться в сборную.
- Вам, вероятно, виднее, как тренеру, который приехал из другой страны, почему в Казахстане такой провал в школе подготовки?
- Здесь надо говорить не только о Казахстане, а обо всем постсоветском пространстве. Все прекрасно понимают, что с развалом СССР рухнула одна из лучших футбольных школ в мире. Результаты юношеских и молодежных сборных СССР говорят о том, на каком высоком уровне была система подготовки. Мы становились чемпионами Мира и Европы. А без школы никуда, – это главный компонент. Посмотрите на любую постсоветскую республику сейчас – ни одна команда не попала на нынешний чемпионат мира. То есть, развалить можно быстро, а чтобы вновь создать – требуются годы. Воспитать новое футбольное поколение – это лет 15. То есть мальчишка в 6 лет начинает и к 21 году становится профессионалом. Мы потеряли 2-3 поколения.
- Не хочется вам сыпать соль на рану, но все-таки: одно очко в шести матчах, разница мячей – 3-15. Что было не так со сборной Казахстана в квалификации чемпионата мира?
- Это не в оправдание нам, но у нас была ровная и сильная группа. Лучше иметь одну топ-сборную и другие команды, которые ближе нам по классу, а не пять примерно равных по силам крепких европейских команд. Можно выиграть две игры, и сейчас было бы другое количество очков и другое настроение.
- Вы сейчас говорите о соперниках…
- Мы не могли стабилизировать состав, хотя сейчас я уже вижу его. Травмы и дисквалификации не позволяли этого сделать. Я понимаю, что травмы и дисквалификации случаются во всех сборных, но на отдельных позициях мы испытывали дефицит игроков. Главная задача тренера сборной – собрать стабильный состав. Я, например, видел, что средняя линия должна состоять из игроков «Кайрата». То есть, нужно построить команду из блоков, сыгранных в клубах. Сделать это было сложно, так как постоянно возникали проблемы. Хочу добавить, что мы сейчас с помощью научной группы провели медицинские тесты. Это, прежде всего, тест на лактат, который позволит узнать потенциал каждого игрока. Этот тест показывает, как быстро футболист может восстанавливаться после интенсивной нагрузки. Данные мы получим в ближайшие дни и увидим, почему после 65-й минуты наши игроки начинают уставать, почему мы начинаем уступать в единоборствах. Мы поймем, кто из игроков может играть больше, кто – меньше. Кроме того, мы выявили жизненный объем легких у футболистов, это тоже важный элемент. Все это нам позволит более точно работать в определении состава и индивидуально с каждым игроком.
- В каком матче вы были максимально довольны игрой сборной Казахстана?
- В игре со сборной Дании в Алматы. И одной из главных причин я вижу то, как мы провели подготовку к тому матчу. Обычно команда собирается за 2-3 дня до игры, у нас тогда было 5 дней на базе в Талгаре. В матче против команды, игроки которой выступают в ведущих европейских чемпионатах, мы показали довольно качественный футбол. До удаления у нас было 67 процентов владения мячом, мы не проигрывали в единоборствах, кроме верховых. И вторая игра, которая мне понравилась, это матч в Армении. Тогда моя команда тоже показала довольно качественный футбол, а именно в первой половине второго тайма. К сожалению, оба матча мы заканчивали в меньшинстве.
- Где сборной лучше готовиться к матчам, в Астане или Алматы?
- Конечно, в Алматы. Здесь есть специализированная тренировочная база, но лишь в том случае, если позволяют погодные условия. А в Астане можно играть в любое время года.
- Соперникам, на ваш взгляд, сложнее играть на синтетике в Астане, или в среднегорье Алматы?
- Когда я сам играл, для меня перелет в Алматы был очень трудным. Здесь всегда было очень тяжело. Но приоритет для Астаны делается, потому что там есть стадион с закрывающейся крышей.
- Мы говорим с вами в середине ноября, погода в Алматы сейчас предусматривает футбол под открытой крышей. Так или иначе, у нас есть несколько причин проводить в Алматы больше одного матча. Вы можете сказать, что это пойдет на пользу и команде и развитию футбола?
- Для развития футбола идеально было бы играть во всех регионах страны, но на данный момент требованиям ФИФА и УЕФА соответствуют только два стадиона. Стоит равномерно распределить домашние матчи между Алматы и Астаной. Это будет абсолютно логично. Лично мне очень понравилось играть в Алматы. И я благодарен болельщикам за то, что они, несмотря на проигрыш Дании, встали и аплодировали ребятам. Такое не часто увидишь.
- Цитата из вашего недавнего интервью «Спорт-Экспрессу»: «в техническом плане игроки неплохо подготовлены». У меня возникает вопрос о технической готовности наших форвардов – реализация, мягко говоря, хромает. В сильнейших клубах Казахстана в атаке играют сплошь легионеры.
- Еще раз готов повторить, ребята в сборной Казахстана подготовлены на очень хорошем уровне. Но важно – на какой скорости… Футболисты, выступающие в чемпионатах Англии или Германии, все делают немного быстрее, на какие-то доли секунды. Но в футболе именно доли секунды решают очень многое. И мы опять возвращаемся к разговору о системе подготовки. Однако при этом я считаю, что сейчас у нас появляются молодые талантливые форварды, это и Муртазаев и Турысбек. Очень важно для игроков в этом возрасте иметь постоянную игровую практику. Желательно, чтобы они стремились попасть в ведущие чемпионаты Европы.
- Мы же понимаем, что не едут, потому что для казахстанских игроков такого класса в Европе условия личных контрактов будут в разы хуже, чем дома. И в этой связи, я хочу у вас спросить, готовы ли вы сказать, что лимит на легионеров – зло?
- Полностью с вами соглашусь. Только конкуренция – двигатель. Только если казахстанский молодой мальчишка будет на равных конкурировать с иностранцем и по спортивным качествам попадать в состав, тогда это благо. Если его будут ставить по лимиту, то, естественно, прогресс будет не таким. Но сейчас нельзя отменить лимит – будет провал!
- Так может пусть будет провал, ради того, чтобы через несколько лет выросло поколение игроков, которое на равных соревновалось бы с легионерами?
- Кто же вам даст время, чтобы в течение 3-4 лет вы проигрывали? Редко так бывает, чтобы тренеру давали возможность работать по четко выстроенной программе на срок до 4 лет, невзирая на результаты. От тренера требуют сейчас! И этот вопрос должен обсуждаться не нами, а на исполкоме, и он там обсуждается. Нужно оценить риски. Понять, какого калибра легионеров президенты клубов привезут в Казахстан, если лимит будет отменен. Важно, чтобы казахстанские игроки продолжали получать игровую практику. Мне кажется, хороший вариант на сегодняшний день – это лимит 10-15 (в заявке команды из 25 футболистов 10 – легионеры, в состав пробиваются 11 сильнейших – прим. авт.).
- Вернемся к удалению в матче с Данией. Кто-то говорит, что Бауыржан Исламхан перестал прогрессировать из-за лимита, другие – из-за слишком лояльного к нему отношения со стороны руководства «Кайрата». Отсюда и появились его красные карточки. Как вы думаете?
- Красная карточка Исламхана – это игровой момент. Это не распущенность, это – эмоции. У меня нет к нему претензий. Исламхан – один из самых креативных игроков в Премьер-Лиге. Нам не хватало его в последних матчах сборной. Он знает и понимает, что он основной игрок. Мои однозначные рекомендации касаются более ответственного отношения к тренировочному процессу, к себе и к команде. Я уверен, что ему стоит проявить себя в Европе.
- Кто же отпустит Исламхана при существующем лимите?
- Да, все так. Но нет ничего невозможного.
- Вы можете объяснить, почему «Кайрат» четыре года подряд пропускает «Астану» вперед?
- Без комментариев.
- Вы довольно часто в своих интервью говорите о том, что тот или иной вопрос – не для публики. В частности так вы сказали о нюансах участия Меркеля в матчах сборной Казахстана, о длительности своего контракта. Разве болельщики и журналисты не имеют права знать ответы на такие вопросы?
- Мне важно то, с какими журналистами я общаюсь. В моей практике не раз бывали случаи, когда мои слова вырывали из контекста и это потом негативно сказывалось на мне. Поэтому я стал очень осторожен. В принципе, я всегда открыт для диалога, но, повторяю, есть отдельные журналисты, которые стремятся навредить.
- Устраивает ли вас количество товарищеских матчей сборной Казахстана и уровень соперников? Россия играет с Аргентиной и Испанией, Казахстан – со своей молодежкой.
- Сейчас нельзя говорить, что мы просто провели матчи с молодежкой. Мы проводили большую селекционную работу, которая ведется всеми сборными мира. И на самом деле, федерация пошла мне навстречу, когда я попросил организовать этот селекционный сбор, связанный с медицинскими тестами.
- Что бы вы выбрали, будь такая возможность: совместный сбор с молодежной командой или товарищеский матч с Аргентиной?
- Я бы, конечно, выбрал и то и другое.
- А если необходимо выбрать что-то одно?
Смотрите, сейчас федерация футбола Казахстана делает все для того, чтобы только в первой половине будущего года наша сборная смогла провести 4 товарищеских матча, 2 – в марте, 2 – в июне. В соперниках будут сильные европейские и азиатские команды. Планируется как выездные, так и домашние игры. Это будет зависеть от жеребьевки Лиги Наций, которая пройдет в январе. Кроме того, мы запланировали один тренировочный сбор в феврале, перед началом сезона. Этот объем работы, количество товарищеских матчей и уровень соперников меня полностью устраивают.
- Есть ли вероятность проведения товарищеского матча сборных Казахстана и Узбекистана?
- Ведутся переговоры. Уверен, федерация сделает все возможное для того, чтобы в следующем году во все официальные даты ФИФА Национальная сборная Казахстана проводила спарринги.
- Лига Наций – новый формат европейских соревнований. Президент ФФК Сеильда Байшаков говорит, что это реальный шанс для нас пробиться на чемпионат Европы. Что вы думаете?
- После жеребьевки очень важно продавить удобный для нас календарь игр и не идти на уступки ни перед одной федерацией.
- Но это, действительно, лучший шанс для сборной Казахстана пробиться на чемпионат Европы за все время пребывания в УЕФА?
- Да! Такого шанса еще не было, и это правильные изменения в УЕФА.
- Товарищеские матчи, сбор в феврале – это все позволит вам считать подготовку к Лиге Наций в 2018 году оптимальной?
- Мне необходимо, чтобы каждый сбор национальной команды длился не менее 5-6 дней.
- Бросается в глаза, что вы ненавидите сослагательное наклонение, но я все же прошу вас на пару минут представить себя главным тренером сборной России. Все-таки вы были близки к тому, чтобы занять этот пост.
- Ну давайте.
- Вы пригласили бы в сборную Игоря Денисова?
- Сначала я бы переговорил с ним. Из этого разговора стало бы понятно. Но еще я хочу сказать, что незаменимых людей нет. Каждый тренер выстраивает команду по-своему и берет тех игроков, которые ему нужны. Иногда приглашение даже топ-игрока может негативно сказаться на микроклимате в команде, можно разрушить уже существующие игровые связи. Хотя также скажу, что главное для тренера – это игровые качества игрока на футбольном поле.
- Аршавина сейчас пригласили бы в сборную России?
- Опять же, сначала я бы переговорил с ним. Если готов физически, я бы взял его в сборную. Даже если бы он не попадал в основной состав, его опыт и харизма пригодились бы команде.
- Какой результат на чемпионате мира можно будет считать успешным для сборной России?
- Выход в четвертьфинал.
- Думаете ли вы, что еще когда-нибудь получите предложение возглавить сборную России?
- Никогда не говори никогда, и это от меня не зависит. Но в данный момент я сосредоточен на работе в сборной Казахстана.
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |