Самат Смаков: "Если хотим, чтобы у нас был сильный чемпионат, то нужно полностью снять лимит на легионеров, хотя бы на несколько лет"
- В одном из интервью вы говорили, что вам привычнее, когда вас называют Сэм. Даже когда вам говорят Самат, то вы иногда не откликались. Сейчас, когда вы генеральный директор, как обстоят дела с этим?
- На работе, конечно, все обращаются по имени и отчеству, а после работы если кто-то начинает обращаться так официально, то я говорю «лучше давай, как раньше – просто Сэм». Я привык к этому, можно сказать скучаю. Раньше могло быть – «Самат!», или бывало такое, что первоклассник подходил и говорил: «Сэм, братан, давай сфотографируемся». Да и сейчас подобные случаи бывают.
- Обычно футболист играет, завершает карьеру и становится тренером, а руководителем уже в более зрелом возрасте. Почему вы приняли такой нестандартный ход?
- Можно сказать, у меня не было выбора. В 2017 году, когда сезон закончился, то у меня на руках был контракт с «Ордабасы», а также еще парочкой клубов. Поступил звонок от акима Актюбинской области Бердибека Машбековича Сапарбаева, который меня пригласил к себе 24 декабря. Я не мог сказать «нет», поэтому пришлось повесить бутсы на гвоздь. Все решилось в течение 10 минут.
- То есть вы хотели продолжать карьеру, но все решилось из-за одного звонка?
- Да, я прилетел в Актобе, и в кабинете акима тяжело было сказать «нет». Если бы это был какой-то другой клуб, то возможно я бы отказал, но «Актобе» для меня – больше, чем клуб.
- Почему именно «Актобе» для вас столько значит, ведь вы играли во многих клубах, в том числе и зарубежных?
- Да, я начинал в семипалатинском «Елимае», и иногда их болельщики обижаются на меня за это. Для меня роднее именно «Елимай», потому что именно там я делал первые футбольные шаги. Так получилось, что я поиграл там всего два года. В моей карьере было очень много клубов, в том числе в 2007 году таковым стал «Актобе».
- Однако, вы открыли две академии – в Кентау и Семипалатинске. Когда увидим вашу академию в Актобе?
- Если я открою тут свою академию, то это будет неправильно. Все люди с футбольного центра «Актобе» побегут в мою академию. У меня в планах открыть свою футбольную школу в Алматы.
- Можно поподробнее узнать о том, как вы встали у руля «Актобе»?
- Был конкурс на передачу доверительного управления, и там мог участвовать чуть-ли не каждый. Нужно было лишь подать определенные документы. Начались торги, и на первых-вторых никого не было, и остался лишь третий. Если бы и там никто не откликнулся, то клуб пустили на ликвидацию. Этот клуб для меня не пустое место. Я решился приобрести, чтобы этот клуб просто говоря не исчез. После чего клуб перешел ко мне на 7 лет с правом доверительного выкупа.
- Вы играли в Турции, и там болельщики в прямом смысле болеют футболом. Болельщики «Актобе» очень схожи в этом плане, как вы считаете?
- В Турции футбол для болельщиков – религия. Ты едешь в Турции на выездной матч, и даже не переживаешь о том, что поле будет плохого качества или полупустой стадион. Везде все забито и приятно играть. Да, актюбинские болельщики действительно схожи, особенно «13-й сектор» мне напоминает всех тех болельщиков в Турции, которые заводят весь стадион и ни на кого больше не похожи. Наш «13-й сектор» больше ни на кого не похож в Казахстане, и действительно есть много схожести с турецкими болельщиками.
- За столько лет профессионального футбола были ли у вас какие-то предложения от топ-клубов, от которых вы отказывались?
- Однажды меня не отпустили в Швейцарию, а именно в ФК «Вадуц». Также не отпустили в «Маккаби Тель-Авив», тот же «Краснодар», когда он только начал свое возрождение. Это были 2010-11 года. В 2007 году я по собственному желанию покинул «Крыльев Советов». В основном меня не отпускал клуб, где я выступал на тот момент. В «Краснодар» не поехал, потому что запросили большие деньги, и были вынуждены отказаться.
- Не так много наших футболистов играют за рубежом, однако по слухам есть много предложений из-за рубежа. Футболисты не едут туда просто из-за понижения зарплаты. Понятно, что это человеческий фактор, каждому нужно кормить свою семью и т.д. Однако, почему так происходит?
- Значит они не хотят выходить из зоны комфорта, как сказал недавно Ян Вороговский. Я его поддерживаю и рад за него. В Турции тоже такой момент был, когда они стали бронзовыми призерами на Чемпионате Мира-2002 в Корее и Японии. Причина этого была в том, что все футболисты сборной играли за рубежом. Потом в Турции появились деньги, футболисты перестали уезжать за границу. Футбольный тренер Фатих Терим настоял, чтобы сняли лимит на легионеров, чтобы турецкие футболисты начали работать над собой и завоевывать место в составе. В итоге это произошло, и у местных футболистов снизились зарплаты, они начали работать и уезжать. Сейчас их чемпионат достаточно сильный, и потихоньку то решение дает свои плоды. Также, в сборной Турции сейчас смена поколений. Если мы хотим, чтобы у нас был сильный чемпионат, то нам нужно полностью снять лимит, хотя бы на несколько лет, чтобы наши футболисты начали действовать.
- В этом году у вас был запрет на трансферы от УЕФА. Благодаря этому в вашей команде появились парни, готовые отдать все за родной клуб, например Какимов, Ажимов или Аймбетов.
- Почему бы дальше не продолжать делать акцент на местных ребятах? Во-первых, болельщики соскучились по победам, по еврокубковым матчам. Актюбинские болельщики очень требовательные, и им не понравится, если команда будет находиться в середине таблицы, при этом играют местные воспитанники. Они хотят призовые места, поэтому надо усиливаться качественными легионерами. Однако, если тот же Абат Аймбетов будет играть лучше иностранца, то естественно будет играть он. В свое время, когда был возрастной лимит, то Логвиненко и Кенжисариев играли без всякого лимита, показывая свой класс. Все зависит от человека – если он хочет вырасти в высококлассного футболиста, то он будет стараться и играть несмотря ни на что. Тренер – не враг для футболиста, и в основном он ставит на матч того, кто лучше играет и лучше готов. Однако, иногда бывает такое, что если легионер не играет, то на тренера давит руководство, мол зачем мы тогда ему платим деньги, и тогда приходится искусственно выпускать их на поле.
- В 2015 году, когда у «Актобе» начали появляться проблемы с задолженностями, судимостью, игрокам не выдавались зарплаты своевременно. Было ли это связано с девальвацией, ибо зарплату легионерам приходилось выплачивать в долларах, а их на тот момент почти не было?
- Да, в том году было такое. Контракты легионеров в тенге были привязаны к долларовому курсу, хотя этого делать было нельзя по нашим законам, а они забирали свои деньги. ФИФА это не объяснишь, что в нашей стране нельзя это делать, и они всегда находятся на стороне футболистов, поэтому и наказывали нас.
- Послужила ли эта ситуация примером для других клубов, чтобы они в контрактах эти моменты обговаривали? Похожая ситуация с «Иртышом», где их экс-тренер Димитар Димитров судится и намерен привлечь ФИФА, хотя болельщики его любили, как тренера.
- Надеюсь, что послужила, потому что самое главное – правильно составить контракт. Чтобы ты мог разорвать контракт в одностороннем порядке, либо заплатить какую-то компенсацию. У нас порой футболистов выгоняют, никакую компенсацию не дают, хотя контракт был до конца года. Поэтому он не доволен, подает в суд, и чаще всего выигрывает. Для правильного составления в клубе должен быть грамотный спортивный юрист
- Что происходило внутри вас, когда узнали, что вылетели в Первую лигу, причем во время перерыва матча с «Окжетпесом»?
- Сначала не верилось, было обидно за болельщиков, ибо в первую очередь они этого не заслужили.
- Нужно же понимать, что в первую очередь это шанс для перезагрузки. Сколько она будет длиться?
- Да, это единственное, что успокаивает. Мы сможем посмотреть всех местных ребят по ходу сезона, кто на что способен. Задача – как можно быстрее вернуться в Премьер-лигу. Постараемся уложиться в один сезон, а затем вернемся.
- Приходилось кому-то из футболистов звонить лично, подбадривать как-то? Возникали ли у ребят мысли об уходе или же они все понимали?
- Пока никто не подходил, потому что они профессионалы, у них имеется контракт.
- Был ли на вашей памяти какой-то казахстанский футболист, который так и не «выстрелил», или возможно мы его даже не знаем, но вы видели в нем талант?
- Тот же Жамбыл Кукеев, который загубил свою карьеру. А сейчас, наверное, это Бауыржан Исламхан. Если он в этом году никуда не уедет, то так и застрянет в Казахстане. Для всех молодых игроков примером можно считать Яна Вороговского, который не побоялся выйти из зоны комфорта.
- Однако в последних матчах Национальной сборной болельщики ополчились против Яна из-за неудачного выступления.
- Такое бывает. Возможно, дело в искусственном газоне, ибо в Бельгии или в том же «Кайрате» натуральное покрытие. Футболистам «Астаны» привычно играть на этом поле.
- Кто круче как футболист – Самат Смаков или Аламгир Смаков (прим. ред – сын Самата)?
- Аламгир Смаков. Я вижу его, он занимается футболом с пяти лет. Вспоминаю себя в эти годы, и думаю, что он будет покруче меня.
- Есть ли у вас, что сказать нашим казахстанским болельщикам?
- Несмотря ни на что, выигрывает ли твоя команда или проигрывает, всегда нужно находиться рядом. Я сам был футболистом, это очень тяжело чувствуется, когда идет негатив от собственных болельщиков, либо приходят полупустые трибуны. Иногда даже не хочется выходить на игру. Да, футбол у нас растет не так стремительно, как хотелось бы. Во времена, когда я играл в сборной Казахстана, то всегда говорил, что у нас самые терпеливые болельщики в мире. Все ждут когда же наша сборная будет выступать на каком-нибудь мировом турнире, например, Чемпионате Мира или Европы, но если мы не будем воспитывать своих футболистов, то никогда туда не попадем.
Арман ДЖАКСЫГУЛОВ
Видео: YouTube-канал "НогаМяч"
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 18 | 27-16 | 32 |
2 | Ақтөбе | 18 | 29-19 | 31 |
3 | Елимай | 18 | 30-22 | 31 |
4 | Ордабасы | 16 | 26-14 | 30 |
5 | Қайсар | 17 | 18-19 | 25 |
6 | Тобыл | 16 | 23-17 | 24 |
7 | Атырау | 16 | 16-11 | 23 |
8 | Астана | 14 | 15-12 | 21 |
9 | Жетісу | 18 | 14-20 | 20 |
10 | Қызылжар | 17 | 17-17 | 19 |
11 | Туран | 15 | 11-22 | 13 |
12 | Женис | 16 | 9-25 | 10 |
13 | Шахтер | 17 | 7-28 | 9 |