Георгий Жуков: "Иногда людям невозможно доказать, что ты прав, даже если предоставишь доказательства"
- Это правда, что в "Висле" вы зарабатываете в десять раз меньше, чем в "Кайрате"?
- Да, это так.
- Почему решили покинуть "Кайрат"? Устали от казахстанского футбола?
- Мне нужны были новые вызовы. Принимая решение о переходе в "Вислу", я не думал о финансах. Деньги не имели для меня значение, потому что это вовсе не самое главное в жизни. В моей жизни было много счастливых моментов, но счастье вовсе не в деньгах. Также, когда я чувствовал себя плохо, то заработок не улучшал моего настроения. Самое главное - это мяч. Когда мой агент позвонил мне и рассказал о варианте с "Вислой", то я даже не задумывался и сказал "да, давайте сделаем это". Иногда в футболе затягиваются переговоры, футболисты ждут несколько недель с вероятностью появления предложений от других клубов. Здесь такого не было, я с самого начала знал, что хочу это сделать.
- Да, заработок - это одно, но в Казахстане вы имели постоянную игровую практику и больше шансов играть в еврокубках и решили перейти в клуб с неясной организационной ситуацией, находящийся в зоне вылета.
- Мне хотелось поиграть в другом чемпионате. Я понимал, что в Польше мне придется начинать с чистого листа. Что придется доказывать и себе, и другим. Я хочу наслаждаться игрой и помочь "Висле" настолько, насколько это возможно. В Казахстане я в каком-то плане чувствовал себя в зоне комфорта. У меня было место в основе и большое доверие. Переехав в Польшу, мне нужно адаптироваться ко многим вещам. Мне нужна новая энергия, амбиции и стимул для самого себя. Я люблю футбол, и это большой вызов для меня.
- Мы слышали, что большое впечатление на вас оказали болельщики "Вислы"?
- Я смотрел видео с ними на YouTube. Это потрясающе. Без болельщиков нет футбола, и все футболисты играют для них. Я был под большим впечатлением от того, что на каждый домашний матч "Вислы" приходит столько болельщиков.
- Вы перешли из чемпионата Казахстана, где посещаемость не так велика. Полные трибуны - это важно для вас?
- Да, это правда, на матчи в Казахстане приходят не так много людей. К сожалению, так выглядит наш чемпионат и это реалии. Для меня важно играть для болельщиков. Их энергия придает силы, и в ответ хочется показать что-то для них и почувствовать их признательность.
- Из польского чемпионата легче перейти в топ-лигу, чем из казахстанской. Вы хотите, чтобы "Висла" стала вашим "трамплином"?
- Да, если вы один из лучших игроков Экстракласса, то можете уехать практически в любое место. Это действительно так, но я пришел сюда не с настроением уходить. Я сосредоточен на "Висле" и для меня это самое главное. Это большой клуб, я чувствую большую ответственность за выполнение нашей задачи и сейчас это самое главное.
- Почему казахстанские футболисты так редко уезжают в Европу?
- У всех свои причины. На самом деле многие казахстанские футболисты, особенно молодые, мечтают уехать в Европу. Однако у многих нет такой возможности и я не знаю почему. Я счастлив, что получил эту возможность. В Казахстане есть футболисты, способные играть в Европе, но они предпочитают оставаться в зоне комфорта и чувствуют себя счастливыми от того, что имеют на данный момент. В родной стране они получают хорошие деньги и получают много уважения. Я говорю о тех футболистах, которые уже в зрелом возрасте, у них есть свои семьи.
- Существует такое мнение, что казахстанский футболист, уходя в европейский клуб, всегда знает, что если у него не получится, то он в любом случае вернется на родину, получит хороший контракт и будет иметь хорошую местную репутацию. Мы помним того же Сергея Хижниченко, который был лицом Pepsi в Казахстане, а вот в польской "Короне" так и не заиграл.
- Когда у вас есть план Б, то иногда бывает не совсем правильная мотивация для плана А. Речь идет о зоне комфорта, о которой я уже упоминал ранее. Если вы хотите добиться чего-то большего, то должны как можно скорее выйти из нее. Каждый день вы должны стараться быть лучше, чем сейчас. Однако, не думаю, что казахстанские футболисты, уходя в европейский клуб, думают о том, что могут в любой момент вернуться обратно.
- В каком возрасте вы переехали в Бельгию?
- В возрасте пяти лет.
- Вы как бы соединяете две культуры - вы выросли в Бельгии, но родились в Казахстане, к тому же, ваш отец родом из России.
- Когда в 2014 году я вернулся в Казахстан, то мне пришлось переключаться на казахский менталитет. Это было весьма тяжело, так как я очень давно не был в Казахстане. Тогда я чувствовал, что мой образ мышления, то как я говорю или шучу - все совсем иначе. Спустя пять лет я могу с уверенностью сказать, что мой менталитет изменился. Все, что окружало меня в Казахстане оказало большое влияние на это. Я счастлив, что приобрел этот опыт, благодаря которому мой взгляд на этот мир стал гораздо шире.
- В чем различие между менталитетом казахстанских и бельгийских футболистов?
- Казахстанские футболисты не так застенчивы. Они говорят прямо, но искренне. Чаще проявляют свои эмоции, но очень дружелюбны.
- Как ваша семья оказалась в Бельгии?
- В раннем возрасте у меня возникла проблема с астмой. В Алматы, где мы жили, воздух был не очень хороший. Это роковое место для людей, страдающих астмой. Врачи посоветовали нам сменить климат и мои родители приняли решение уехать за границу. Моя семья все еще живет в Бельгии. Мама работает в местной школе, 11-летний брат занимается в академии "Генка" и его воспитывает мой отец, наблюдает за ним на тренировках.
- Для вас отец также был первым тренером?
- Да, хотя он не играл в футбол. В нашем регионе очень холодно и он предпочитает хоккей и кататься на лыжах.
- В молодом возрасте вы приезжали в бельгийский город Льеж, но оттуда уехали в "Астану", что было не самым очевидным решением.
- Президент "Стандарда" хотел продать меня за наличные, но когда появился вариант с "Астаной", я предпочел им воспользоваться. "Астана" проявляла большую заинтересованность во мне. Они хотели взять меня, потому что в Казахстане я бы не считался легионером из-за действующего тогда регламента. У них были большие амбиции, они стремились стать чемпионами страны. Сначала меня арендовали на один сезон, но я остался на второй, благодаря чему сыграл в групповом этапе Лиги Чемпионов. В обоих сезонах мы становились чемпионами Казахстана. Я оцениваю это как хорошее решение, потому что в "Стандарде" я бы не имел игровой практики.
- Тогда вы считались большим талантом. Почему не получилось сразу расправить свои крылья?
- Да, в Казахстане меня считали большим талантом, но это мнение людей со стороны. У меня был плохой опыт из-за ситуации с выступлением за сборную. В Казахстане это очень щекотливая тема. Национальная сборная стоит у всех на первом месте, в то время как клубная карьера не имеет такого значения. В то время я смотрел на это совсем по-другому.
- Вы открыто обсуждали, что не знаете, за какую сборную хотите играть.
- В 20-летнем возрасте я играл в Лиге Чемпионов. Тогда у меня появилась возможность выступать за сборную России. Агент посоветовал мне не принимать этот вариант сразу, так как я мог бы потерять другие варианты. Я никогда не говорил, что не хочу играть за Казахстан. Я просто сказал, что еще не решил и мне нужно время. В Казахстане это восприняли так, будто у меня три варианта выбора, а Казахстан был наименее важным. На самом деле было совсем не так, и из-за шума в СМИ я получил много критики в свой адрес. Люди, которые меня поддерживали, начали отворачиваться. Моя репутация очень пострадала. Несмотря на то, что я играл даже лучше, чем когда меня называли талантом, люди перестали это ценить. Раньше, если я отдавал хорошую передачу, то все говорили "а он хорош, большой талант". После этой ситуации вряд-ли кто-то отзывался обо мне так же. Такова жизнь. Я играл не так уж и плохо, как думали люди. Если у вас нет поддержки от людей, и вы не намного лучше других футболистов в составе, то вас перестанут ценить. Сейчас я чувствую поддержку семьи и счастлив от того, как меня приняли в Польше. Я больше не думаю о том, что обо мне говорят.
- Вы чувствовали себя врагом народа в Казахстане?
- Да нет, это слишком громко сказано. Я уважал мнения людей. Возможно, в чем-то они были правы, и их можно понять. Но у меня также есть собственное мнение.
- Вам также попадало из-за того, что вы говорили все как есть. Особенно это случалось после ваших публикаций в Instagram.
- Будучи молодым футболистом, я излишне ввязывался в дискуссии и отвечал на мнения всех людей, которые не всегда были благосклонны, уделял много внимания этому. На сегодняшний день я понимаю, что это было совершенно не нужно. Каждый имеет право на свое мнение, я не должен был реагировать на это. Это большая ошибка, и я понимаю, что был недостаточно зрел. Теперь я все тот же человек, у меня есть определенные мнения о некоторых вещах, но я предпочитаю оставлять их при себе. У каждого есть право на собственное мнение и право выразить его, но не всегда нужно делать это публично. Нет смысла говорить слишком много.
- Вы повзрослели?
- Да. Когда ты читаешь и реагируешь на все эти комментарии, то теряешь энергию необходимую для личной жизни, семьи, футбола. Не надо отдавать эту энергию людям, которые не нужны тебе в жизни.
- Что самое смешное вы читали о себе в интернете?
- Ничего особенного сейчас не вспомню, но в целом обо мне говорили определенные вещи, которые не являлись правдой. Я пытался доказать, что люди ошибаются, но в интернете часто бывает так, что даже если вы и рассказали свою версию, то все равно этим ничего не добьетесь. Даже если представите конкретные доказательства, то люди могут сказать, что вы не правы. Это не имеет никакого смысла.
- Больше всего вам навредила ситуация с публикацией про Екатеринбург и клуб "Урал". Это было причиной вашего ухода из команды?
- Я не критиковал сам клуб, просто у меня были проблемы с главным тренером. Но я ушел оттуда не по этой причине, так как у меня был контракт на три года и я мог бы его доиграть. Я искал возможность уйти, потому что был очень голоден, а в "Урале" я не играл. Мне даже не давали шанс, и это сводило меня с ума. Клуб купил меня для основной команды, и, конечно, в футболе никогда нельзя заранее гарантировать место в основе, но у меня были другие варианты, а я все равно выбрал "Урал". Тренер на тот момент был очень заинтересован в моем трансфере. В реальности все оказалось иначе. Этот выбор - моя ошибка, и я не хочу никого винить кроме себя. Через полгода пришлось уехать оттуда.
- Вы можете жалеть об этом, потому что ранее вы играли в нидерландской "Роде", были важным футболистом основного состава, и, пожалуй, это был лучший момент вашей карьеры на данный момент.
- Да, я действительно сожалею об этом. В "Роде" у меня все было хорошо. Я чувстовал, что болельщики любят меня, в клубе дела шли хорошо. У меня не было никаких проблем, это были прекрасные времена. Я хотел остаться в "Роде", но ситуация была непростой. Права на меня принадлежали "Стандарду" и руководство бельгийцев настаивало на моем трансфере в "Урал", так как в России за меня предлагали определенную сумму, чего, к сожалению, не могла позволить себе "Рода". "Стандард" перевел меня в резервную команду, я опасался за свою дальнейшую карьеру, и мне пришлось принять это решение. Я думал, что в "Урале" может быть также хорошо, как и в "Роде", но это оказалось не так. Это футбол, такое бывает.
- После "Урала" на вас вышел "Кайрат". Правда ли то, что, перейдя в этот клуб, вы обязывались выступать за Национальную сборную Казахстана?
- В контракте такого условия не было, но я долго разговаривал с президентом клуба и мы приняли решение, что было бы лучше, если бы я принял решение выступать за сборную Казахстана. Он привел ясные доводы, почему мне лучше сделать так, и я с ним согласился. У меня было время, чтобы принять это решение и я его принял.
- "Кайрат" - хорошее место для Яцека Гуральского? Думаете, он может прогрессировать там?
- Думаю, что да, потому что в "Кайрате" идеальные условия для тренировок. Я не думаю, что может возникнуть проблема с невызовом Яцека в сборную Польши. Речь идет об опытном бойце, но все зависит только от него.
- Кстати, об условиях. Ты стал фанатом футбольного тренажера "Footbonaut"?
- Конечно, нас обязывали тренироваться на нем. Это отличная возможность. Такой же тренажер есть у "Боруссии Дортмунд". "Кайрат" заплатил за него два миллиона евро. Я был рад, что могу тренироваться там, также как и другие футболисты.
- Проблема казахстанского чемпионата в том, что будучи футболистом "Кайрата" или "Астаны" вы играете лишь два серьезных матча за весь сезон?
- Разница между уровнем "Астаны" и "Кайрата" с другими клубами велика. Не так как в Польше, где команды верхней и нижней половины таблицы делят лишь восемь очков. Когда другие команды приезжают играть с вами, то просто запираются в своей штрафной и хотят защитить ворота в целости и сохранности. В Польше же каждые выходные команды сражаются на поле.
- Какие еще проблемы есть в казахстанском футболе?
- Не думаю, что у нас есть серьезные проблемы с футболом. Мы должны понимать, что мы не можем находиться в таком месте, как те же Нидерланды, у которой есть сотня футболистов в возрасте до 25 лет, которые могут играть на высоком уровне в топ-чемпионатах. Казахстан - очень большая страна, где расстояние между городами составляет до трехста километров, а между ними лишь степь. В связи с этим молодежные команды не имеют большой конкуренции. Только у "Кайрата" академия на самом высоком уровне, в то время как другие команды не могут себе позволить этого. Во многих командах футболисты думают, что для становления профессиональным футболистом, ему нужно начать тренироваться с основной командой. К тому же, в Казахстане очень суровые зимы, что не очень хорошо. Надеюсь, что в будущем мы приспособимся ко всему этому и начнем прогрессировать.
Перевод: Арман Джаксыгулов
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |