Андрей Тихонов: «Кайрат» заслуженно занял первое место, все по игре»
– Андрей Валерьевич, давайте начнем сначала. Как получили предложение от «Астаны» и как долго думали над ним?
– Со мной связалось руководство «Астаны» буквально накануне моего 50-летия. Сказали, что видят меня главным тренером, но решение нужно принимать очень быстро. Спросил, с чем связана такая спешка, ответили, что в команде есть определенные проблемы, в срочном порядке ищут тренера. Объяснили, что много сборников, не было хорошего тренировочного процесса, поэтому я понимал масштаб проблем.
Когда приехал в клуб, увидел, что много травмированных и не было стабильной системы тренировок, поэтому нельзя говорить о хорошем функциональном состоянии команды на тот момент. Первые четыре дня мы потратили на то, чтобы привести команду в более-менее приемлемое физическое состояние. У команды есть хорошие и качественные футболисты, по итогу мы расставили игроков по их позициям, потому что если умный футболист понимает, что от него хочет тренер, он даст нужный результат. Однако повторюсь, что ресурса у нас на тот момент не было – всего 11 игроков плюс Пиерос Сотириу, который всего несколько дней тренировался. И все – остальные были молодые ребята, чьих возможностей я не знал.
– Как оцениваете ваш первый матч во главе «Астаны» против прямого конкурента «Тобола» (1:0)?
– Повторюсь, что мы были не в лучшем состоянии и физической готовности. Что касается матча, то у нас не было много моментов, больше проводили время в обороне. Это зависит от футбольного восприятия тренерских идей – сейчас то, что мы хотим, не все получается. Нам нужно время и возможность стабилизировать состав. «Тобол» мы обыграли: кто-то скажет, что повезло, но я бы сказал, что у них не было стопроцентных моментов. Мы очень хорошо сыграли в командной обороне.
Потом у нас через три дня прошла игра с «Окжетпесом» (5:1). Не было возможности тренировать ребят, только восстановительная работа. Тяжело, когда график игр через три дня, а у нас всего 11 готовых футболистов. В мачте с «Окжетпесом» не до конца здоровый Радакович потянул мышцу. Из-за нехватки игроков Логвиненко и Бейсебеков играли не на своих позициях. Играли строго на сильных качествах футболистов – они умеют слушать, и они услышали, что мы от них хотим.
– На данный момент главный матч «Астаны» под вашим руководством – это игра против «Кайрата». Что не получилось в том матче?
– «Кайрат» на ходу, команда бегущая, играет в высокий прессинг. Не скажу, что мы уступаем им по подбору футболистов, но на тот момент «Кайрат» был лучше готов. Плюс психологическое состояние – им было нужно всего несколько побед до чемпионства. Игра показала, что мы были хорошо готовы, имели неплохие возможности не проиграть тот матч. Забей Щеткин на 89-й минуте, была бы ничья. Мы играли до конца и боролись. Про судейство не буду говорить, но были моменты, которые могли повлиять на итоговый результат. При этом я не предъявляю претензий судьям, это их работа.
Дальше у нас игра с «Таразом» (0:1). Такого «Тараза», сколько игр я смотрел, я не видел. Команда была очень мотивирована и агрессивна, они так до этого не играли. Они отдали нам мяч, мы играли в атаку, а их быстрые футболисты убегали в контратаку. Первый гол пропустили с ошибки. У нас были и выходы один на один, и хорошие моменты, на ничью мы точно наиграли. Где-то просто не хватило свежести головы, когда за 12 дней четыре игры.
Сейчас на международные игры сборных такая же ситуация – 60% команды в своих сборных. По большому счету мы тренируем молодых ребят, которые прилетели из Нур-Султана, а также футболистов, многие из которых не являются игроками основного состава. В сборных сейчас идут решающие матчи, игроки вернутся после 18-го числа, Сигурьонссон и вовсе почти в день игры, а 21-го у нас уже матч с «Шахтером».
Плюс за 10 дней у нас четыре игры, а у конкурентов три игры – снова преимущество не на нашей стороне. У нас очень тяжелая ситуация. По сути, за все время у меня было всего несколько тренировок, когда было 11-12 игроков, претендующих на стартовый состав. Поэтому невозможно говорить в таком графике о каком-то нормальном тренировочном процессе. Думаю, что ни один тренер не захотел бы оказаться в такой ситуации.
– Вам была поставлена задача на конец сезона, когда вы подписывали контракт?
– Мы все понимаем, на каком месте должна быть «Астана». Исходя из реалий, было обговорено добиться, насколько возможно, лучшего результата.
– Для вас сейчас принципиально второе или третье вы займете место, исходя из того, что оба места дают право играть в еврокубках?
– Конечно, принципиально – чем выше, тем лучше. Любой тренер и футболист, который хочет выигрывать, ставит самые высокие задачи. Однако мы не знаем бюджет на следующий год, у большинства команды заканчиваются контракты. Этот психологический момент тоже влияет и на тренировки, и на игры. Все довольны, когда у всех контракт и команда выигрывает, сейчас тут такого нет. Я вижу в глазах у футболистов потухшее состояние – чемпионство упущено, игроки три-четыре месяца живут в гостиницах, соскучились по семьям.
– А вы знаете свои планы на следующий год? Остаетесь в «Астане»?
– Любой тренер зависим от результата и руководства. Если что-то пойдет не так, может быть выбрано другое направление – никто ни от чего не застрахован. Должность тренера – всегда расстрельная. Проигрывает тренер – выигрывают футболисты.
Мы говорим сейчас о четырех играх, которые у нас остались – кто знает, что будет потом. У меня есть еще год контракта после этого сезона, но давайте говорить о том, что есть сейчас. У меня сейчас команда из двух частей – одни тут со мной, другие вернутся после сборных, и дай бог, чтобы без травм.
Я думаю, как сейчас подготовить команду к «Шахтеру», потому что они показывают в последнее время агрессивную игру. Я пока не думаю о том, что будет дальше и кто будет собирать эту команду в следующем сезоне.
– Вы второй раз привлекаете молодых игроков к тренировкам «Астаны», понятно, что где-то это вынужденно происходит. Вам кто-то приглянулся?
– Есть хорошие ребята, правда, пока давайте без фамилий. С теми футболистами, которых клуб считает своим будущем, нужно продлевать контракты и отправлять в аренды, может, в Первую лигу или даже команды Премьер-лиги. Главное, чтобы они не сидели, а получали игровую практику.
– Чемпионат Казахстана играется в одной локации – на четырех стадионах в Алматы. Что думаете об этой идее? Устраивает ли вас качество полей, на которых играете?
– Хоккеисты летают же играть. Почему футболисты не могли летать из города в город? Если бы у «Астаны» было бы готово поле, я думаю, все матчи игрались бы там. В Нур-Султане закрытый стадион, хорошие условия для матчей. В Алматы же идет переход на стадионах с земли на синтетику, плюс поля разноразмерные.
Другой вопрос – то, что смогли сохранить чемпионат и провести его – это отлично. У всех поля одинаковые, так что ни у кого нет преимущества. Наверное, есть психологическое преимущество у «Кайрата», потому что они живут дома, играют на своих полях и своей базе, но о нем нельзя всерьез говорить. Поля для всех одинаковые. Поэтому могу сказать, что «Кайрат» заслуженно занял первое место, все по игре. При этом у многих были проблемы, «Астаны» вообще не тренировалась, одно время только онлайн-занятия.
– В 2009 году вы играли за «Локомотив» из Астаны (ныне Нур-Султан), были ее первым капитаном. Что памятно для вас из того времени?
– Многие команды помню – «Тобол», «Иртыш» и «Актобе», который тогда был вечным чемпионом. У нас тогда была интересная команда, мы никого не боялись и неплохо играли. Тогда я, Егор Титов, Андрей Карпович, который сейчас работает главным тренером «Окжетпеса» – у нас у всех был менталитет победителей. Помимо этого, был Максим Шацких, который у себя на Украине был супернападающим. У нас была очень качественная команда.
– Если говорить об уровне чемпионата, то как вы его оцениваете?
– Многие команды играют в три центральных защитника, это своего рода перестраховка, чтобы не проиграть. При этом «Кайрат» играет в агрессивное нападение, хорошо атакует. Значит, можно играть в такой футбол в Казахстане. Даже мы в не очень хорошем состоянии, играя в четыре защитника, регулярно создаем моменты у чужих ворот. А так очень много команд играет в закрытый футбол, поэтому игра не смотрится по телевизору.
Такая тактика, выбранная любым тренером, имеет право на жизнь. Я думаю, что такой закрытый футбол строится исходя из того, какие в твоем распоряжении есть футболисты. Я просто говорю свои мысли, не оценивая, кто прав, кто виноват.
– Ваше мнение о том, что футболисты из России, Армении и Беларуси не считаются легионерами? Помогает это или, наоборот, вредит чемпионату Казахстана?
– В 2009 году, когда мы тут играли, у нас были лимитчики – два молодых футболиста всегда должны быть на поле. Мы их как зеницу ока берегли, у нас таких всего четыре было, не дай бог с ними, что случится. Но это искусственный вопрос, если ты и так сильный футболист и у тебя есть желание, ты без помощи пробьешься. Поэтому искусственные лимиты – это не всегда хорошо. Продвигать молодых – это только поднимает на них цену, на них начинают зарабатывать. Когда в молодом возрасте большие зарплаты, то притупляется чувство футбола и понимание того, куда нужно стремиться.
– Василий Уткин назвал ваш переезд в Казахстан потерей тренерских амбиций. Что бы вы ему ответили?
– Ничего не скажу, у меня с Василием очень хорошие отношения. Он просто высказал свое мнение, которое имеет право на жизнь. Я воспринимаю работу в клубе, который шесть раз подряд был чемпионом своей страны, как шаг вперед. Не у каждого тренера будет такая возможность, поэтому мне понадобилось всего несколько часов, чтобы принять предложение «Астаны». Так что Василий просто высказался. Когда есть диалог и люди спорят – это хорошо. Плохо, когда ты со всеми соглашаешься и всем поддакиваешь.
– Вы – легенда «Спартака» и сборной России, высококлассный форвард. Не бывает на тренировках, что расстраиваетесь из-за того, что игроки не могут сделать то, что кажется для вас элементарным?
– В голове такие мысли есть, но любой тренер должен держать такие эмоции в себе. Если у кого-то что-то не получается, можно ему показать, но ни в коем случае не орать: «Как же так, вы не можете повторить».
Если ты несколько раз говоришь футболисту, что нужно сделать именно так, а он не может этого сделать, значит нужно менять игрока. Обучать футболиста, которому за 25, простым вещам – не очень хорошо. Если ты с места не можешь сделать простую передачу, это просто говорит об уровне футболиста. С другой стороны у игроков есть сильные и слабые стороны, поэтому тренер должен просто уметь использовать сильные качества футболистов.
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |