Максим Самородов: «Зайнутдинов – единственный футболист сборной Казахстана, играющий сейчас на топ-уровне»
– У тебя совсем не казахские имя и отчество – Максим Иванович. Есть российские корни?
– Я родился в Казахстане, как и мои родители. Можно сказать, казах российского происхождения. В Казахстане проживают не только казахи, но и русские, чеченцы. Это многонациональная страна.
– А в России ты уже был до приезда в «Ахмат»?
– Только проездом: пересадки, ещё что-то. На сборы улетали через Москву. А чтобы долгое время находиться в России, такого не было.
– То есть пока у тебя недостаточно впечатлений для сравнения Казахстана с Россией?
– Да, страны пока сравнивать не могу. Но уже после одного сыгранного матча могу сравнить чемпионаты. В России футбол намного интенсивнее, быстрее, игроки сильнее, чем в Казахстане. Физически и тактически уровень серьёзнее здесь.
– Разница в классе между лучшими российскими и казахскими командами большая? Если сравнивать «Кайрат», «Астану» или «Актобе» с тем же «Зенитом».
– Конечно, уровень «Зенита» намного выше. Но тут роль играют и финансовые возможности. Сами знаете, какие они у «Зенита» (улыбается). Так что тут вообще сравнивать нельзя. Но в Казахстан тоже приезжают неплохие игроки, в том числе легионеры.
– Ты присоединился к «Ахмату» совсем недавно, и почти сразу отправился в Москву на матч со «Спартаком». Грозный хоть успел посмотреть?
– Да, уже смог прогуляться. Очень понравился город: чистый, спокойный, люди добрые и отзывчивые. Меня всё устраивает.
– Чечня многим отличается от других регионов России. Отсутствие алкоголя тебя вряд ли волнует, а как насчёт запрета шорт на улице?
– Да, такое действительно есть. Когда впервые услышал, удивился. Когда летел в Грозный, уже знал об этом правиле.
Комфортно или нет – нужно ходить так. А так климатом Актобе похож на Грозный. Пока не знаю, как зимой, но говорят, что не так холодно – это всё-таки юг. А летом прям похоже, только в Грозном повыше влажность воздуха.
– В «Ахмате» говорят, что ключевую роль в твоём переходе сыграл Магомед Адиев. Так и было?
– Конечно, иначе и быть не может. Магомед Мусаевич позвонил мне лично, сказал, что хочет видеть в команде, что мне нужно двигаться и сделать шаг вперёд. Я с ним полностью согласился, поэтому и перешёл.
– Его слов было достаточно для положительного ответа?
– Я долго не думал. Мне даже партнёры по «Актобе» говорили: лучше сейчас уходить, потому что в противном случае могу застрять. Советовали куда-то уезжать и развиваться, выходить из зоны комфорта. Они правы: это необходимо для того, чтобы чего-то добиться. Я послушал партнёров, своё сердце. Сердце подсказало, и я приехал в «Ахмат».
– Это действительно резкий выход из зоны комфорта для тебя или воспринимаешь переезд более-менее спокойно?
– Спокойно. Но, как-никак, это вдали от дома, 2000 км. Когда ты в родном городе, где тебя все любят, знают, уважают, когда рядом родители и жена – это и есть зона комфорта. Когда родных нет рядом, никто тебя толком не знает, поначалу ходишь сам по себе, это многое усложняет. Но я уже с пацанами сдружился, меня хорошо приняли, я им очень благодарен. Сейчас всё хорошо.
– Из «Актобе», выступавшего в квалификации Лиги Конференций, ты уезжаешь в Россию, отстранённую от еврокубков. Были сомнения на этот счёт?
– Не сказал бы, что это как-то влияло. Не было такого, чтобы меня там держали еврокубки. Однако я считаю, что команды РПЛ ничем не слабее нашего соперника по той квалификации. К сожалению, мы вылетели в первом раунде. Но в целом не вижу в отсутствии еврокубков никаких проблем.
– Кроме «Ахмата», были другие варианты для продолжения карьеры? Всё-таки ты хорошо выступил в отборе на Евро.
– Конкретики не было. Кроме Магомеда Мусаевича, ещё звал «Оренбург», но я выбрал «Ахмат». В остальном знал ровно столько же, сколько и вы. Что-то писали в интернете.
– Как раз читал про интерес австрийского «Штурма» и московского «Локомотива».
– С «Локомотивом» действительно были какие-то разговоры, но до конкретики не доходило. Про «Штурм» видел только в интернете.
– Как оценишь свой дебют в РПЛ в игре со «Спартаком»?
– Матч был сложным, непонятным, очень нервным. Обстановка была накалена что у «Спартака», что у нас.
Рад, что дебютировал в РПЛ. Спасибо за это тренерскому штабу, за доверие. Но собой недоволен, знаю, что мог лучше. К сожалению, не получилось. Будем работать, стараться. Это только первый матч, надеюсь, что всё будет хорошо.
– Какие цели в «Ахмате» ставишь на этот сезон?
– У меня одна личная цель – играть в чемпионате из топовой пятёрки. С «Ахматом» хочу подняться как можно выше в турнирной таблице, дай бог чтобы получилось. У нас очень крепкая, хорошая команда. Верю в ребят.
– Команда действительно крепкая: как взлетели в прошлом сезоне с приходом Адиева!
– Да. Первый матч, правда, проиграли 1:7, но в итоге смогли закрепиться в середине таблицы.
– Какой тренер для тебя Магомед Адиев?
– Это тренер, который много не разговаривает, хочет доказать всё делом. Он сильный мотиватор и просто отличный человек.
– Этот навык мотиватора сказался на выступлении Казахстана в отборе Евро-2024?
– Магомед Мусаевич этим очень помог команде. Словами он может взбодрить, поднять командный дух так, что просто выходишь и бьёшься до конца, ни о чём не думая. А кроме того, мы ведь казахи, с духом, характером! Никогда назад не отступим.
– Ощущали всенародную поддержку?
– Конечно. Кажется, не только Казахстан за нас болел, но и вся Россия, другие страны СНГ. Заходил в социальные сети и видел, будто всё постсоветское пространство объединилось в одно целое, и мы против каждой сборной бились вместе. У меня лично были такие ощущения.
– Самым именитым соперником в вашей группе была Дания. Кто-то удивил мастерством?
– Там все игроки высокого класса, тяжело кого-то выделить. Но есть один футболист, который очень сильно удивил. Это Эриксен. Что это вообще за человек! Были проблемы с сердцем, сколько он не играл, но как вышел… Даже тяжело выразить это словами. Его уровень очень удивил, это единственный такой игрок в сборной Дании. Он потом ещё и в финальном турнире забил. Просто мастер, реально!
– Ты, кстати, смотрел чемпионат Европы?
– Ну так. Не любитель смотреть футбол. Не было никакой обиды из-за того, что там нет Казахстана, просто в целом не люблю. Могу посмотреть полуфинал-финал Лиги Чемпионов или когда играет мадридский «Реал». А так вообще футбол не смотрю, только обзоры матчей, как голы забивали.
– «Реал» – любимая команда?
– Да!
– Чем, в какой момент он тебя зацепил?
– С детства. В том возрасте знаешь только знаменитых футболистов, которые прославлены на весь мир, которых знает каждый. И именно в «Реале» была команда только из таких игроков. Каждого знали даже бабушки с дедушками, наверное (улыбается). Так с детства и началось, до сих пор болею за «Реал».
– Есть сейчас у «сливочных» футболист, на которого хочется равняться?
– Вся атакующая линия, не могу кого-то выделить. И не могу сказать, что на кого-то равняюсь. Хочу просто сам оказаться там. Дай бог.
– Желаю тебе этого! А у сборной Казахстана скоро отборочный турнир к ЧМ-2026. Как оценишь шансы команды пробиться в финальную часть?
– Шансы всегда есть. И мы это доказали делом, а не словами. Будем так же стараться, биться. Иначе никак.
– Сборную Казахстана возглавил Станислав Черчесов. Уже успел с ним познакомиться?
– Да. Он прилетал на домашнюю игру «Актобе» в квалификации Лиги конференций. Встретились, поговорили. Но разговор был недолгий, чисто ознакомительного формата. Присутствовали я и ещё несколько сборников из «Актобе».
– А со всей сборной он ещё не встречался?
– Он заходил в раздевалку после матча с Азербайджаном, кажется. Честно, не вспомню, что говорил, но со всеми познакомился.
– Какое впечатление сложилось о Станиславе Саламовиче?
– Так быстро не могу понять человека. Это всё так быстро промелькнуло, буквально две-три минуты.
– Раз уж такая ситуация, спонтанный вопрос: какую музыку предпочитаешь?
– Я меломан. Что понравится, то и добавляю в плейлист. Это может быть и лирика, и любая другая музыка.
– А любимый исполнитель?
– В основном это казахи (улыбается). Скриптонит, V $ X V PRiNCE. Скриптонита уважают вообще все, мне кажется. Big Baby Tape могу послушать.
– Давай обратно к футболу. Главной звездой сборной Казахстана часто называют Зайнутдинова. Можешь с этим согласиться?
– Ну конечно. Он лидер в раздевалке и на поле. Как с этим не согласиться? Баха играет сейчас на неплохом уровне, даже достаточно приличном. Если мы говорим, что в Россию приезжают классные легионеры, то в Турцию ведь вообще едут мировые звёзды. Многие играют за «Галатасарай» или тот же «Бешикташ». Икарди, Заа, с Бактиёром в «Бешикташе» Чиро Иммобиле играет. Зайнутдинов – единственный футболист сборной Казахстана, играющий сейчас на топ-уровне.
– Бактиёр шёл постепенно: из Казахстана в «Ростов», потом в ЦСКА – и в Европу. Рассматриваешь ли ты для себя подобный путь через более сильную российскую команду?
– Конечно. Пример Бахи доказал, что это реально. Главное – работать над собой. Он большой молодец, работяга, простой парень, не зазвездившийся. А я сейчас нахожусь в хорошем начале пути.
– Какая топ-команда России тебе наиболее близка?
– С детства в России импонировал «Спартак». Мой дедушка за них болеет.
– Если бы ты вдруг забил «Спартаку» победный, он был бы рад?
– Да, конечно. Он в любом случае в выигрыше (смеётся). Выиграл бы «Ахмат», дедушка был бы рад за меня, если бы выиграл «Спартак», порадовался бы за свою команду.
Можно сказать, что из-за дедушки я и стал симпатизировать «Спартаку». Довольно смешная, но простая история. Дедушка сидел, смотрел футбол – «Спартак» с кем-то играл в чемпионате России. Я маленький подхожу к нему, говорю: «Дедуль, а за кого ты болеешь?» Он отвечает: «Да вот, за красно-белых!» Тогда и решил, что тоже за них буду. И вместе начали смотреть футбол.
– Допустим, после «Ахмата» попадёшь в «Спартак», как Зайнутдинов в ЦСКА. А какой будет промежуточный этап перед клубом мечты – «Реалом»?
– Тяжело (улыбается). Пускай будет Австрия, «Зальцбург». Оттуда можно уехать в «Реал», в «Лейпциг». Топ-5 лиги уже намного ближе.
– Ещё один лидер сборной Казахстана – Нуралы Алип. Много писали про интерес к нему того же «Реала», «ПСЖ», «МЮ». Как думаешь, реально ему выйти на такой уровень?
– Мы с ним общались на эту тему. Он точно так же всё читал, но ничего не знает. Однако я думаю, что он мог бы куда-то уехать. «Зенит» всё-таки на слуху даже без еврокубков. Тут за всеми следят. Если кто-то нужен, будут следить скауты. К тому же это чемпион России шести последних лет. Почему нет? Думаю, что Нурик ничем не хуже защитников «Манчестер Юнайтед». Реально, это не лесть, я говорю искренне.
– Можно сказать, что Европа для тебя – мечта?
– Мечты есть у каждого, а для меня это цель! У каждого спортсмена есть своя цель, и её нужно добиться. Всему своё время, будем работать. Я всегда точно знал, что буду футболистом. Верю в себя, в свои возможности. Но для этого нужно много и очень усердно работать. Возможности есть, сейчас я стал на шаг ближе к своей цели. Думаю, у меня всё получится.
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |